ZuboLom.ru

Информационные технологии казначейства

Органы казначейства в РФ были созданы для контроля за поступлением и расходованием бюджетных денежных средств, контроля за их целевым использованием, длительностью прохождения выделенных средств до конечного получателя.

Исходя из этого, в 1993 году в РФ были сформированы органы казначейства.


Казначейство - это специальный государственный орган, в функции которого входит:

  1. Организация осуществления и контроль за использованием федерального бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единой кассы.
  2. Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств.
  3. Осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов.
  4. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представления в высшем законодательном и исполнительном органе государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях правительства РФ по федеральному бюджету, внебюджетным фондах, а также состояния бюджетной системы РФ.
  5. Управление и обслуживание совместно с ЦБРФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
  6. Разработка методических и инструментальных материалов, порядка ведения учетных операций относящихся к компетенции казначейства обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственного бюджета и внебюджетных фондов.


Для выполнения указанных функций сформирована сложная, многоуровневая система с развитыми функционалами и информационными связями, как между управлениями структуры казначейства, так и с банковской платежной системой, государственной налоговой службой, системой формирования и исполнения бюджетов на местах, получателями бюджетных средств и налогоплательщиками.

Сложность этой информационной системы заключается в том, что она развернута на большой территории и задействует большое количество участников, принадлежащих к разным ведомствам.

С целью повышения эффективности работы органов казначейства разработан единый автоматизированный комплекс на основе типовых проектных решений, учитывающих не только объемные показатели (т.е. численность налогоплательщиков, собираемые на территории РФ налоги и сборы, число получателей средств из бюджета), но и развитие финансовой структуры и структуры средств связи в регионах.

Информационный комплекс казначейства построен с использованием как централизованных, так и распределенных решений с применением современных операционных систем (ОС) и систем управления базами данных (СУБД) с учетом современных технологий защиты данных.

Главной целью создания информационного комплекса органов федерального казначейства является повышение эффективности исполнения федерального бюджета.


В целом в информационном комплексе органов казначейства выделены следующие комплексы задач:

  1. Оперативный и точный учет доходов федерального бюджета;
  2. Взаимодействие между федеральным бюджетом, бюджетом субъектов федерации и местными бюджетами;
  3. Быстрое и точное доведение средств федерального бюджета до конечных получателей;
  4. Текущий полный оперативный и строгий контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств;
  5. Оперативный и объективный анализ исполнения федерального бюджета и прогнозирование поступления доходов в бюджет и предстоящих расходов в любой заданный период;
  6. Управление обслуживанием внутреннего долга.


Существуют 2 схемы построения информационной технологии казначейства:

  1. Сведением лицевых счетов получателей средств федерального бюджета.
  2. Организация регионального рынка ценных бумаг государственного бюджета соответствующей структуры с формированием соответствующих органов такого рынка т.е. регистратора депозитария и расчетно-клирингового центра.


Обе схемы организации информационной структуры казначейства имеют свои положительные и отрицательные стороны.

В первом случае достигается полная автономность системы и относительная независимость от проблем межведомственных отношений.

Во втором случае задачи казначейства будут сводиться к контролю со стороны казначейства за работой ведомств, обеспечивающих движение государственных ценных бумаг и обеспечения автономности на рынке ценных бумаг.


Решение задач, стоящих перед казначейством возможно при выполнении автоматизированной информационной системой казначейства следующего ряда условий:

  1. Информационная система, обслуживающая исполнение федерального бюджета должна строиться на базе автоматизированной системы бухгалтерского учета с эквивалентной по степени детализацией плана счетов. Бухгалтерский учет в исполнении федерального бюджета должен проводиться на всю глубину бюджетной классификации вплоть до конечных получателей бюджетных средств и их статей расходов.
  2. Информационная система казначейства должна взаимодействовать как с традиционными банковскими технологиями, так и с системами электронных банковских расчетов и поддерживать взаимодействия с ИС органов государственного управления и получателей средств федерального бюджета. Такие смежные комплексы должны базироваться на полномасштабном полном бухгалтерском учете и предусматривать однократные формирования информации об обработке первичных документов, в т.ч. платежных документов в банковской системе. Это требование исключает ошибки, возникающие при повторном вводе информации.
  3. Согласование и синхронизация процессов исполнения федерального бюджета в течение дня, недели, месяца и т.д.
  4. Организация единой технологии обмена данными между органами, осуществляющими бюджеты различных уровней.
  5. Достоверность информации в такой системе должна обеспечиваться единообразием методов расчета информации взаимодействующих сторон (регистрация доступа и использования элементов подписи).
  6. При построении системы органов казначейства должны быть использованы технологии, позволяющие проводить модификацию как всей системы, так и отдельных ее элементов не затрагивая работу остальной части системы.


Вышеназванные условия реализуются в информационной системе казначейства в двух архитектурах:

  1. Терминальная архитектура - когда все операции осуществляются на центральном вычислительном комплексе высокой производительности в связи с удаленными терминалами.
  2. Клиент-сервер - это работа с распределенной БД внутри локальной вычислительной сети.