ZuboLom.ru

Информационное обеспечение банковских электронных систем

Информационное обеспечение описывает способы представления и хранения информации в банковской системе, необходимой и достаточной для эффективной работы всех пользователей. Информацию, хранящуюся в банковских электронных системах принято разделять на основную и вспомогательную; текстовую и цифровую; информацию, используемую единовременно и условно-постоянную.

Основная информация - это та, которая выражает сущность операции, например сумма операции.

Вспомогательная информация - та, которая не связана непосредственно с сущностью операции, но необходима для ее оформления, например коды статистики.

Текстовая информация - та, которая обрабатывается логически.

Цифровая информация обрабатывается математически.

Единовременная информация - та, которая используется один раз (например, сумма сделки).

Условно-постоянная информация - хранится длительное время и используется многократно (обычно срок хранения сравнивается с одним учетным периодом). Для ее хранения создаются справочники.

Классификация и кодирование

Классификация происходит по следующим этапам:
  1. Выделение признаков.
  2. Определение значений.
  3. Наименование признаков и их значений выстраиваются в древовидную структуру (классификатор).
    Классификация - это нахождение положения реального объекта в классификаторе.
  4. Каждой позиции классификатора присваивается буквенно-цифровой код. Каждая группа букв и цифр отвечает за свой признак и характеризует его однозначно. Присвоение кодов признакам называется кодированием.

Для успешного выполнения автоматизации банковской деятельности необходимо построить информационную модель банка и осуществить ее анализ. Даже при покупке стандартной автоматизированной банковской системы необходимо понимать особенности конкретного банка, чтобы оценить возможность использования данной системы в данном банке. Информационная модель банка описывается с помощью графов, сетевых графиков, а в новой терминологии с помощью диаграмм "сущность-связь".

На этих диаграммах отображается:

  1. Реальные элементы системы управления банком;
  2. Информационные связи между элементами управления и внешней средой;
  3. Ставят в соответствие вышеназванным связям соответствующие документы и массивы данных;
  4. Объем передаваемой информации и частота сеансов обмена данными.

Для получения информационной модели конкретного банка необходимо выполнить ряд работ:

Знакомиться с применяемой технологией работы, административной структурой и документооборотом. Исходной информацией здесь является: перечень операций, проводимых банком; перечень документов, которые циркулируют в банке; административная схема банка; распределение операций по подразделениям банка и т.д.

Создавая информационную модель банка, прежде всего, следует обратить внимание на выявление всех необходимых элементов банка:

  1. Выделяем необходимые элементы;
  2. Оцениваем их отношение, направление и характер потоков информации, которыми обмениваются эти элементы, а также носитель, на котором передается эта информация (т.е. бумажный или электронный документ).

Информационные потоки, их видоизменение и поглощение.

Первоначально составляется укрупненная структура информационной системы банка, потом она детализируется и наполняется конкретным содержанием (декомпозиция). По мере детализации происходит группировка элементов банковской системы в группы по следующим правилам:

  1. Все элементы, связанные с выполнением однородных операций, должны находиться в одной группе.
  2. Разделение должно происходить так, чтобы разорвать минимальное количество связей (обмен данными между группами должен быть минимальным).

Информационная модель банка - сложная и переменчивая во времени структура. В связи с этим, создаваемая информационная модель банка строится в условиях частичной неопределенности и по этой причине она должна быть достаточно гибкой, т.е. легко изменяться в соответствии с изменяющимися требованиями, но в тоже время эта модель должна быть адекватная реальному банку. Причинами неадекватности модели могут быть:

  1. Наличие неверных сведений;
  2. Старение информации;
  3. Неполнота информации;
  4. "Молчание" системы в случае запроса на реально существующую в системе информацию;
  5. "Шум" информационной системы, т.е. неверные ответы при наличии в системе правильной информации.

Анализ графа "информационная система банка" позволяет определить:

  1. "Узкие" места, т.е. те узлы графа, на которые приходится максимальная нагрузка при обработке информации.
  2. "Тихие заводы", т.е. места, где имеется избыток персонала или обрабатывается мало востребованная информация.

По результатам такого анализа можно осуществить оптимизацию документооборота, осуществляя загрузку операционных работников, дать рекомендации по техническому перевооружению, в т.ч. и по изменению форм-носителей информации. Это позволило перейти на безбумажную технологию обработки информации, при которой большая часть информации представлена в электронном виде, однако полностью обойтись безбумажной технологией невозможно.

Бумажные документы необходимы для работы аудиторов, надзорных органов и правоохранительных органов, а также для обмена сведениями с контрагентами, т.к. до сих пор не удалость прировнять правовой статус бумажного и электронного документа.

Преимущества безбумажной технологии широко известны. Остановимся на проблемах, возникающих при электронном документообороте:

  1. Проблема авторизации данных и доказательства их подлинности.
  2. Приход к безбумажным технологиям требует повышения общей культуры работы с информацией, что может потребовать организационной и кадровой перестройки структуры банка.
  3. Возникает проблема оптимального распределения информации между бумажными и безбумажными носителями. С этой точки зрения банковскую информацию делят на три класса:
    • Данные, участвующие в расчетах. Они обязательно должны быть в электронном виде.
    • Часто используемая и поддающаяся формальному описанию информация. Ее тоже лучше хранить в электронном виде.
    • Детальная и трудно формализуемая информация, в частности текстовая. Ее лучше хранить на бумажном носителе, однако регистрировать в электронной системе.

При разработке автоматизированной банковской системы, очень важно знать какое решение будет минимально достаточным. С точки зрения информационных технологий, автоматическая банковская система представляет собой реализацию базы данных. Простейшие системы управления базами данных, такие как RBase, FoxBase, FoxPro годятся для небольших банков, с количеством обрабатываемых документов не более 5000 ежедневно.

Время, когда основными клиентами банков были юридические лица уходит. Теперь основная клиентская база - мелкий массовый вкладчик. Для банковских систем это означает обработку сотен тысяч документов ежедневно в режиме реального времени с обеспечением конфиденциальной информации. Выполнение этих условий возможно только с применением технологии клиент-сервер, что требует специальную систему управления базами данных и специальную операционную систему.