ZuboLom.ru

Автоматизированные технологии бюджетного процесса в территориальных и региональных финансовых системах

В последнее время в РФ осуществляется административная реформа, которая передает все большие полномочий субъектам РФ. Эти полномочия должны быть поддержаны соответствующим бюджетным финансированием.

Это бюджетное финансирование поддерживается территориальными финансовыми органами, которые являются наиболее массовой частью финансовой системы. В них протекает интенсивный документооборот и поэтому автоматизация данного органа финансовой системы носит наиболее массовый характер.

Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процессы, протекающие в федеральном бюджете. Отличия имеются в составе функциональных задач, связанных с особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов.

В территориальных финансовых органах разработаны и используются программные продукты, которые подготовлены следующими научными и проектными организациями: НПО "Кристалл" г.Рыбенск, Региональный вычислительный центр Чувашской республики, Региональный вычислительный центр налоговой службы Нижегородской области АО "Фимтех".


Автоматизированные рабочие места работников по бюджету регионов используется сотрудниками бюджетного отдела для составления и получения выходных документов по учету средств полученных и переданных в федеральный бюджет, а также формирования уточненного бюджета за счет сверхплановых остатков.

Автоматизированные рабочие места работников по бюджетам районов и городов используются сотрудниками районных групп сводного отдела для формирования уточненных бюджетов, учета изменений бюджетов по доходам и расходам, формирования справочных данных об отношениях районных бюджетов с региональным бюджетом и формирования данных об исполнении бюджетов.

Автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтерского учета. Используется бюджето-решающий комплекс бухгалтерских задач для получения выходных документов по учету исполнения бюджета, а также передачу и прием банковских документов, формирования документов в налоговых органах и органах казначейства РФ, а также формирования месячных и квартальных отчетов об исполнении собственного и консолидированного бюджета, а также прием и обработку отчетов об исполнении сметы расходов от нижестоящих организаций.


В свою очередь автоматизированное рабочее место (АРМ) бюджетного работника включает в себя следующие основные модули:

  1. Прогноз используется для решения вопросов прогнозирования с возможностью выбора сценария развития событий. Программа позволяет анализировать и решать результаты разных вариантов прогнозирования и использовать их для получения выходных документов.
  2. Составление и свод бюджетов. Этот модуль предназначен для автоматизации процессов по составлению и своду доходной и расходной частей бюджета, распределению доходов по кварталам, учету уведомлений об изменении и формировании уточненного бюджета.
  3. Сеть, штаты и контингенты автоматизируют процесс планирования очередности бюджетов разных уровней в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
  4. Исполнение бюджетов - это основной модуль автоматизированных рабочих мест, он настраивается на ведение учета, исполнение бюджета для решения различных этапов:
    1. Формирование плана счетов;
    2. Ведение карточек лицевых счетов и договоров.
  5. Расчет процентов и доходов в разрезе плательщиков документов или других объектов, обмен информацией с банками на уровне файлов, учет и контроль бюджетных средств, выданных в кредит - этот модуль автоматизирует процессы учета кредитных средств, ведение карточек лицевых счетов и договоров, расчеты процентов и пеней, учета платежей, состояния расчетов с бюджетом.
  6. Учет векселей - используется для составления и ведения реестра векселей.
  7. Социальные конституционные выплаты - автоматизирует процессы расчета, планирования, бухгалтерского учета и отчета по компенсационным выплатам из бюджета. Он обеспечивает составление годового плана по выплате пособий и контроль наличия остатков средств на расчетных счетах финансового органа.
  8. Отчет об исполнении бюджетов используется для составления и свода доходной и расходной частей бюджета, подготовки отчетов о недостатках и хищениях, справок об основных средствах, материалах и сведений о кредиторской задолженности.


В настоящее время в большинстве регионов РФ внедрена автоматизированная система составления и исполнения бюджета (АССИБ). Она позволяет автоматизировать обработку информации как в отдельно взятом финансовом органе, так и во всей финансовой системе региона. При этом автоматизируется ежедневная работа специалистов, оперативно анализируется ход исполнения бюджета, ведется учет исполнения бюджетов всех уровней, осуществляется информационный обмен с другими системами и т.д.


АССИБ состоит из трех функциональных подсистем, в каждой из которых реализован ряд технологических задач:

  1. Сводно-группирочовные расчеты по бюджету региона. Эта функциональная подсистема предусматривает ввод информации с технических носителей, контроль и печать информации по утвержденному плану и видам отчетов, ведение учета всех документов, уточняющих план и роспись бюджета, с возможностью их получения за любой период.
  2. Составление и исполнение собственного бюджета позволяет вести оперативный учет операций по доходам, расходам и взаимным расчетам. Содержит все выходные формы строгой отчетности, а также дополнительные формы для более детального анализа исполнения бюджета. Использование этой подсистемы упрощает контроль за остатками средств.
  3. Функциональная подсистема "Аналитические расчеты" предназначена для проведения анализа показателей бюджетной классификации, распорядителей кредитов и плательщиков.


Использование автоматизированной системы составления и исполнения бюджета позволяет избежать двойного ввода информации в различных подразделениях финансового органа, и использовать однажды веденные данные во всех подразделениях финансового органа.

В настоящее время разрабатывается и внедряется типовой сетевой программный комплекс "СЕ2 бюджет". Этот комплекс предназначен для формирования и контроля исполнения региональных и местных бюджетов. Эта система автоматизирует организационно-административную деятельность сотрудников территориальных финансовых органов.

Объектами автоматизации здесь являются этапы бюджетного процесса, т.е. исполнения бюджета, учет и отчетность об исполнении бюджета.

В настоящее время создан единый программный комплекс, охватывающий задачи автоматизации как собственно бюджетного процесса, так и внутренней деятельности финансового органа. Кроме этого в большинстве регионов эксплуатируется система автоматизации учета в централизованных бухгалтериях, которые обслуживает учреждения образования, медицины и культуры.

Внедрение автоматизированных информационных технологий в бюджетный процесс на уровне региональных и территориальных бюджетов позволяет своевременно выявить возникающие противоречия между формированием доходов и ответственностью за финансирование жизнеобеспечивающих отраслей хозяйства и социальных расходов.