ZuboLom.ru

Структура системы автоматизации работы отдельных участков бюджетного процесса

Важной задачей автоматизации органов бюджетной сферы является не только возложение на компьютеры задач контроля за составлением и исполнением бюджета определенного уровня и формирования смет и форм отчетностей, но и создание автоматизированной системы обмена данными между различными уровнями бюджетной системы в пределах одного уровня, а также с учетом взаимодействия с другими внешними структурами, т.е. придется в комплексе автоматизировать как бюджетные, так и не бюджетные отношения.

Согласно указу президента РФ "О системе структуры федеральных органов исполнительной власти", координация информационных технологий в финансовой системе осуществляется Федеральной службой финансового бюджетного надзора, имеющей подразделение, занимающиеся информатизацией и автоматизацией территориальных, региональных и местных финансовых органов.

Благодаря такой системе организации информационного и технологического взаимодействия между органами федерального казначейства, федеральной налоговой службы, службы страхового надзора и федеральной службы по финансовому мониторингу, предпринята попытка создать единое информационное пространство.

Между участниками этой программы существует распределение задач по организации взаимодействия между федеральными органами. Так за создания фонда алгоритмов и программ отвечает федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Также в ее обязанности включено внедрение информационных технологий во все сферы деятельности финансовых органов:

  1. Определение стратегических направлений развития;
  2. Создание нормативно-правовой и методической базы решения задач межуровневого обмена информацией.


Сложность создания единой информационной системы финансовых органов заключается в том, что ее создание идет по традиционному пути создания сложных систем, т.е. сначала создаются информационные подсистемы отдельных участников бюджетного процесса с учетом специфики, а уже потом организуется взаимодействие между всеми этими системами.


Механизм взаимодействия информационных и финансовых потоков различных участников бюджетного процесса может быть представлен следующей схемой.

механизм взаимодействия информационных и финансовых потоков


На приведенной схеме основным источником дохода являются налоговые поступления. В 2003 году налоговые поступления сформировали 78,3% поступлений в бюджет. Неналоговые платежи, безвозмездные перечисления и целевые бюджетные доходы составили все остальное.

Согласно приведенной схеме, органы государственной власти осуществляют планирование и управление государственным бюджетом РФ. Для планирования федерального бюджета, работники федеральной службы финансо-бюджетного надзора РФ используют автоматизированную информационную территориально-распределенную систему "Финансы", которая объединяет автоматизированные рабочие места специалистов, работников в центральном аппарате и территориальных органах.

Для формирования и исполнения региональных бюджетов используется автоматизированная система составления и исполнения бюджета, которая формирует сводно-группировочные расчеты по бюджетам региональных структур, составление и исполнение бюджетов региона, и аналитические расчеты.

Через банк России и кредитные организации осуществляется обслуживание счетов финансирование бюджетов федеральных, региональных и местных. Для этого используют банковские системы "А-софт", "Диал софт", "Интербанк сервис", а также программно-технический комплекс "клиент-банк".

Налоговые органы обеспечивают контроль за формированием доходов бюджета. С этой целью в органах государственной налоговой службы используется автоматизированная информационная система "Налог", обеспечивающая автоматический контроль и анализ сбора налогов и других обязательных поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. Налогоплательщики формируют доходную часть бюджетов всех уровней за счет уплаты разного рода налогов, устанавливаемых федеральным, территориальным и местным законодательством.

Для автоматизации управления финансами на предприятиях налогоплательщиков, устанавливают автоматизированную информационную систему учета соответствующую размерам данного предприятия. Налоговый учет входит в виде модуля в состав этих информационных систем.

Органы казначейства контролируют движение денежных средств по бюджетным счетам и статьи расходов бюджетов разных уровней.


В состав автоматизированной информационной системы казначейства входят два программных комплекса:

  1. "Казна" - этот комплекс предназначен для учета доходов федерального бюджета и распределения регулирующих налогов между бюджетами разных уровней.
  2. Модули "Смета-W" и "Смета-F" учитывают расходы из федерального бюджета и финансирование бюджетополучателей органами федерального казначейства.


Для автоматизации процессов формирования бюджетов городских поселений и его исполнения, в подразделениях комитета финансов и территориальных финансовых управлений, отраслевых и территориальных органов управления администрации города, используется автоматизированная информационная система бюджетного процесса "Электронное казначейство" (АИССБП-ЭК).


Бюджетные органы осуществляют расходование бюджетных средств согласно заложенным в бюджете статьям и утвержденным сметам.

Для автоматизации финансового учета бюджетные организации используют автоматизированные информационные системы, предназначенные для ведения бухгалтерского и финансового учета в бюджетных организациях.