ZuboLom.ru

Философия И. Канта

И. Кант (1724-1804)

"Критика частного разума", "Критика способности суждения", "Критика практического разума"

В творчестве Канта выделяется 2 периода:
1. Докритический. Кант занимается изучением теорий происхождения вселенной и создает "Всеобщая история и теория неба"
2. Критический. В этот период Кант подвергается критике познавательные способности человека.

Гносеология Канта (т.познания)

Кант выделяет 3 познавательные способности у человека:
- чувственность
- рассудок
- разум

Процесс познания начинается с воздействия предметов на органы чувств человека. Чувственность - способность получать основные ощущения от окружающего мира. Получение ощущений становится возможным благодаря в наличии в чувственности априорных форм чувственности (до опытный) пространство и время.

После создания ощущений они поступают в рассудок, который преобразует ощущения в рассудочные формы - суждения. Это преобразование становится возможным благодаря наличии в рассудке трансцендентальных схем, которые обеспечивают поведение явлений под категории.

Виды суждений:
1. Аналитические - такие суждения, в предикате которых высказывается то, что уже содержится в субъекте суждения. Аналитически суждения не сообщают человеку новой информации, а обращают его внимание на очевидное. Пример: золото - желтый металл
2. Синтетические - суждения предикат (P) которых выражает свойство не содержащееся в субъекте (S). Связь между свойства S и P устанавливается в процессе формирования суждения. Пример 7+5=12
    А) апостериорные синтетические (имеющий эмпирической происхождение) Сейчас на улице идет дождь.
    Б) Априорные синтетические (доопытные) - суждения, которые не связаны с эмпирическим опытом, а основываются на математических, логических законах. Синтетические суждения сообщают человеку новое знание и составляют основу научных положений.

После того как сформированы суждения, они поступают в разум - это познавательная способность, объектом (О) которое является не ощущения, а суждения. Поэтому разум познает не непосредственно (через суждения), а посредственно.

Результатом деятельности разума является создание трансцендентальных идей.

Трансцендентальный (переход) - означает выходящий за пределы чувственного опыта.

Трансцендентальные идеи - это такое необходимое понятие разума, для которых в чувствах (эмпирических) не может быть дан ни какой адекватный предмет. Пример идея Бога, Мира, Души т.д.

В процессе осмысления трансцендентальных идей разум "запутывается" и впадает в противоречие - антиномия - это такая ситуация в познании, которое как в пользу ложности можно привести одинаковое количество доказательств.

Структура антиномии:
1. Тезис. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.
2. Антитезис. Мир не имеет начала во времени и неограниченны в пространстве.

Выходом из антиномии становится веры.

Почему разум создает трансцендентальные идеи, познать которые он не силах? Основное свойство разума - постоянное стремление войти за сферы чувственного опыта.

По отношению к познаваемости Кант разделяет весь мир на 2 части:
1. Феномен (явление) - это внешняя часть предмета и О, которое воздействует на органы чувств человека. Феномены, являются, познаваемы для человека.
2. Номен (им) - внутренняя сущность всего предмета /О, т.е. то, чем предмет является для самого себя без относительно к органам, чувственность человека Кат называет номены - вещь-в-себе. Вещи-в-себе являются непознаваемым для человека.

Этика

В основе поведения человека находятся практический разум (знание о моральных нормах законах и принципах)

Поведение человека состоит из поступков Кант выделяется 2 вида поступков.
1. Легальные - те поступки, которые совершаются по индивидуальному желанию человека и не противоречивы принятым нормам морали.
2. Моральные - совершаются не по индивидуальным желаниям, а безкорыстного и в силу долга.

В основе человеческих поступков, находится воля, которая является автономной (независимой от внешних обстоятельств и условий)

Законы реализующие воли:
1. максимы - субъективные законы воления, зависящие от самого человека.
2. Императивы - общезначимые законы реализование, которых одинакова для всех людей:
    А) гипотетические - реализование этих законов, связь с наступающих определенных условий.
    Б) категорические - такие законы реализование, которых независимы ни от каких условий:

1-ый категорический императив Канта:

"Поступай так, чтобы максима твоей воли в тоже время мог иметь силу всеобщего, законодательства"

Интерпретации:
1. "Поступай по отношению к другому человеку всегда так, чтобы этот человек является для тебя только целью, и никогда как средство"
2. "Поступай по отношению к другому всегда так, как ты хотел бы чтобы они поступали с тобой"

Основные произведения: "Основы метафизики нравственности", "Метафизика нравственности"

/td>