ZuboLom.ru

Философия и наука: единство и отличие познавательных функций. Проблемы научности философского мировоззрения

Содержательная сторона и предмет философии раскрываются в ее функциях. Впервые вопрос о функциях философии был поставлен Кантом в виде 3-х вопросов:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?

Тем самым была обозначена гносеологическая, практическая и нравственная функции философии.

Дополнительно мировоззренческая, методологическая, аксиологическая.

Гносеологическая функция философии несет в себе весь груз вопросов познания.

Философия познания имеет 2-а аспекта:
1) вопросы познаваемости мира;
2) познание самого знания

Гносеология - знание о знании.

Познание мира и человека есть функция естествознания и психологии.

Философия познает человека с точки зрения знания мира и своего места в нем, иначе говоря, философское познание проблемы ставит человека перед решением других не менее сложных проблем, которые непрерывны в самом процессе познанного и непознанного.

Философские агностики (Юм, Беркли, Кант) подчеркивают трудности и наличие границ в познании.

Агностицизм противостоит другим философским направлениям и школам, которые уверовали в безграничность возможностей науки, чувств, эмоций, ощущений.

Нравственно-аксиологическая функция имеет принципиальное значение для философских учений, провозгласивших философию - нравственной деятельностью.

В них в качестве нравственных ценностей признаются поступки и действия людей, направленные на нравственность.

Их внимание сфокусировано на идеалах, пропитанных духом человечности.

Изучением нравственности занимается этика. Однако связи этики и философии взаимообусловлены и являются определяющими в аксиологии.

Аксиологическая функция философии раскрывает все типы ценностей:
1.положительные и отрицательные;
2.нормативные и предписывающие, оценочные;
3.материальные и духовные

В аксиологии ценность - целевая и нормативная категория, выражающая все то, что может быть целью, идеалом предметов влечения, интереса.

Различают этические, эстетические, религиозные, правовые и иные ценности.

Ценности имеют исторический аспект. Они обусловлены деятельностью человека, его сознанием и волей, хотя внешний мир, общество, социальные отношения сущностно влияют на ценности.

Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти и жизни, смысла истории и человеческого существования.

В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.

Мировоззрение - это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Уровни мировоззрения:
- жизненно-практический (обыденный);
- теоретический (интеллектуальный)

Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта.

Преобладают здесь чувства, эмоции, переживания, соответствующие условий быта, национальность.

В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие теоретическое освоение мира.

В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом мировоззрения являются знания, оценки, ценности, идеалы.

Знания в мировоззрении - вся совокупность о мире и человеке.

Оценки - выражают отношение людей к миру и самим себе.

Ценностные ориентации - формируют идеалы.

Идеал - всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для всех сфер человеческой жизни ( то есть идеалы могут быть нравственными, эстетическими, религиозными).

Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного, социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его функция.

Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о методологической функции.

Методология - учение о методе.

Метод - вид или способ познания (Гегель), где соотносится объективное и субъективное.

Метод вступает и в качестве приемов выработанных для познания и деятельности.

Философия может быть методологией, потому что е. понятие в отличие от конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам деятельности.

Фихте: Философия поднимает человеческий ум выше, чем любая другая наука.

Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть выступает в качестве одного из принципов знания; в силу совпадения объективного и субъективного в методе, философия позволяет не навязывать никому своей воли.

Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс знания мира и человека.

Категории диалектики - универсальные понятия и они в каждом методе способствуют построению любой специфической теории. Поэтому диалектика выступает в качестве любой конкретной науки.

В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь опыт человеческого знания, что позволяет выделить синтезирующую функцию.