ZuboLom.ru

Гносеология как философская дисциплина. База и цель гносеологии

Теория познания - раздел философии, называется гносеология, изучает проблемы природы познания, его возможности и границы, субъект и объект познания, исследует условия достоверности знания, притер… его истинности, формы, уровни. Термин "Гносеология" употребляется в современном мире в двух основных значениях:
1. Как учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности человека, о знаниях вообще не зависящих от его форм и видов.
2. Как философская концепция предметом исследования, которой является научное познание в его специальных характеристиках.

Теория познания связана с антологией (о бытие), дном (о всеобщих законах), развитии бытия и познания, а так же с логикой в ее различных модификациях и методологией. Так как субъектом познания является человек, окружающий мир использует данные философии, антропологии, социологии и других социальных наук. Это вызвано тем, что познавательный процесс всегда протекает в определенных социокультурных условиях, где гносеология постепенно преобразуется в подлинное соц - гум исследование при изучении личности как познающего субъекта теории познания опирается на данные истории, физиологии, медицины. Бог мат. …. вывод - математика, кибернетика, естествознание и гуманитарные науки. Следует помнить, что в гносеологии нельзя отдавать приоритет ни одной из теорий познания. Научному познанию отдается приоритет в системе духовной культуры, так как оно обслуживает практику, в ходе которой удовлетворяются потребности человека. Научное познание имеет два уровня:
- теоретическое
- эмпирическое

Фундамент познания составляют представления - непосредственно впечатления, чувственные образы, которые возникают у человека, которые он слышит, видит, представляет. Вся материя обладает свойством отражения. Это относится к органам чувств, человеку присуще широкое отражение, которое предполагает наличие материальных систем способных изменить свое состояние, в них внутренне запрограммировано, закодировано генетически сущностное. Активность эмпирического познания Локк сосредоточил на формировании эмпирических констанций, которые включают в себя как научные, так и ненаучные житейские способы отражения действий. Эмпирически констант…. образы познания вещей, хотя нельзя говорить о полном и исчерпывающем познании образов иного ибо они не всегда и не в полной мере соответствуют реальности. Это вызвано тем, что человек отражает избирательно какой то аспект вещи, явления, процесса в соответствии со своими интересами и целями. На этом уровне познания всегда присутствует репрезентация (посредничество) - в данном случае язык, который обусловлен исторически и отвечает на вопросы формирования того или иного образа с определенной долей условности. Процесс познания определяется наличием двух систем познания: объекта и субъекта, в ходе их взаимодействия, особенности объекта воспроизводятся в особенностях субъекта.

Субъект в познании, с точки зрения философии характеризуется как сложная иерархия носителей знания, в широком смысле - все человеческое сообщество либо отдельные группы общества. В узком смысле - отдельные индивидуально малые общности человека, которые воспр-..т знаниями, способностями, талантом, инициативностью. Субъект познания имеет не только ……. сущность, но это живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, темпераментом. Субъект познания - ……… бытия на который направлена мысль субъекта. Поиск сущности в объекте всегда предопределяется потребностями человека заинтересованностью своего либо материального, либо духовного бытия. Две точки зрения, что считать объектом познания. Одни считают объектом то, что вошло в сферу человеческой деятельности, их принцип - нет объекта без субъекта (что не воспринимается, не может быть объектом познания). Другие считают - объект познания - вся объективная реальность.

Есть точка зрения, что объект, как и субъект, может быть пассивным в познании. То, что субъект может быть пассивным, настаивают представители эмпиризма, Локк считает пассивность субъекта соответствует тому, что в его ощущениях лишь отпечаток черты объекта. Взаимосвязь объекта и субъекта познания состоит в том, что объекту соответствует субъект с неким эталоном. Таким образом, активность субъекта определяется организацией мелких констант в единую систему. В данном случае, при анализе эмпирического уровня познания используется понятие чувственной ступени познания.