ZuboLom.ru

Сознание, его сущность и происхождение. Бессознательное как феномен сознания. Категория "оно", "я", "сверх-я" в философии З.Фрейда

Существует несколько концепций обосновывающих сущность категории сознания, связанных с пониманием мира и человека в нем.

Гилозоизм - сознание - свойство всей материи или сознание, как особая разновидность материи.

Сознание с философской точки зрения обладает универсальным познавательным принципом, который характеризуется тем, что чем больше мы знаем о деятельности мозга, тем меньше мы получим информации о его психологическом состоянии. Сущность сознания связана с сущностью его содержания и образами реальных вещей и мира в целом.

Мамардшвилли. Сознание есть, но его нельзя ухватить и представить как вещь. Познать его можно через язык описания.

Законы и уравнения анализа сознания:
субстрактный (проблема сознания и мозга),
содержательный (сознание и отраженный объект),
общностный.

Сознание - это мысли, образы вещей не присущие пространственным, физико-химическим характеристикам вещи. А сам образ возникает не на собственной основе, а на базе материального.

Сознание предстает как явление субъективной реальности, обладающей информацией. Способность оперировать информацией составляет момент творческий, составляет сознание. Рождаясь человек не мыслит, а приобретает эту способность.

Источник активности сознания потребности, интересы, цели субъекта. Из-за сознательной деятельности вещи из первой природы переводятся во вторую природу, а сознание приобретает объективное бытие в вещах этой культуры, а также в языке, религии, фольклоре и т.д. Сфера сознания не исчерпывается содержанием психологической жизни. В поведении появляется бессознательное (навыки, которые являются механизмом контроля за действиями человека). Бессознательное регулирует поведение человека и освобождает его от рутинных знаний. Бессознательно хранящаяся в памяти старая информация не исчезает из памяти, но ведущей в деятельности и поведении человека является сознательное.

Сознание создает адекватные реальности образы и объекты, т.е. отражает реальные действия субъекта.

Эмпирическое сознание - обусловлено эмпирическим опытом,

Обобщение результатов эмпирического опыта - выработка категорического аппарата,

Абстрактное сознание

Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания так, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека - это бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияние на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда. Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Бессознательное довольно часто прорывается наружу в гипотетических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного - лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным.

Поэтому созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. "Оно"- глубинный слой бессознательного влечения, основа деятельности индивидов, "Я" - сфера сознательного, посредник между "Оно" и "внешним миром", в т.ч. природными и социальными институтами. "Сверх - "Я" - внутриличностная совесть, которая выполняет роль посредника между ними. "Сверх - "Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди.

Глубинный слой человеческой психики (бессознательное), по мысли Фрейда, действует на основе природных инстинктов, "первичных влечений" с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве их основы Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменил их более общим понятием "либидо", которое охватывало уже всю сферу человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу и даже любовь к Родине. В конечном счете, Фрейд выдвинул гипотезу, по которой деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где главную роль играют так называемые "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - тонатос.

Поскольку в удовлетворении своих влечений индивид сталкивается с внешней реальностью, которой противостоит невидимый "микромир" бессознательного в виде "Оно", в нем выделяется "Я" (сознание стремящееся обуздать бессознательные страсти и направить их в русло социально одобренного поведения и прибегающее к помощи "сверх - "Я". Фрейд, следовательно, не абсолютизировал силу бессознательного. Он признавал за человеком способность овладевать своими инстинктами и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

Фрейд преувеличивал роль либидо в формировании психики человека, сводил разнотипные и изменчивые отношения между неосознаваемой высшей нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму сознания и бессознательного, универсализировал психоаналитические понятия, механически распространив их на сферу социальных явлений.