ZuboLom.ru

Социальная философия как наука. Системность социальной реальности: Маркс, Вебер, Парсонс

Реальность - это совокупность предметов и явлений, находящихся в отношениях и связях между собой. Это бесконечная цепь всего существующего в единстве и целостности. Лейбниц Вселенную сравнивал с океаном, где движение в одной точке вызывает движение во многих точках. Эта связь носит всеобщий характер. Принцип отношения связи тождественен организованности мира и образующих его систем, как материальность существующего. В философии "связь" - зависимость между явлениями и взаимообусловленность их существования и развития. Отношение - это форма, момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов. В философии это выглядит так: "все существует само по себе и для других". Человек, иногда сознательно, а иногда и бессознательно, нарушает всеобщую взаимосвязь явлений и процессов, которая является основой диалектики и, одновременно совмещает в себе принципы, законы системности. Системность ориентирована на момент стабильности, устойчивости и гармонического соответствия в явлениях, действительности.

Система - это внутренне организованная, на основе того или иного принципа, целостность, в которой все элементы органично взаимосвязаны друг с другом; она выступает по отношению к окружающим условиям и системам как нечто единое. Элемент системы - это минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть простыми и сложными. Сложные системы - это такие системы, в которых элементы рассматриваются как самостоятельные системы. Каждое явление входит в ту или иную систему, но не всякая совокупность явлений представляет собой систему. Человек, как социальный феномен может входить в различные социальные системы, но в толпе он находится не в системе. Характер связи, существующей между элементами системы, фиксируется в понятии структура, как взаимообусловленная совокупность связи элементов в системе, определяющая собой ее качественную специфику. Структура, рассматриваемая вместе со своим субстратом, определяет конкретное качество системы.

Элемент в составе целого выполняет определенные функции, как в целях объединения элементов в целостную систему, так и для успешного ее функционирования. Структура и функция обуславливают друг друга. Развитие системы и ее изменения начинаются с перестройки функции, которая существенным образом влияет на ее структуру. Здесь налицо соотношение формы (структуры) и содержания (функции). Структура более содержательное понятие, овеществляющее систему. Таким образом, понятия, используемые в системном научном познании, имеют прямое отношение к традиционным категориям диалектики и, прежде всего, к категориям части и целого. Логика системного мышления во многом соответствует тоже диалектике части и целого. По выражению Платона как "…единораздельное, одновременное существование". В этом сущность системы, отношение временного следования.

Основной вид системных отношений - это связь соответствия, т.е. ни один элемент не может измениться, не повлияв на изменение системы. Связь соответствия иначе называют коррелятивная связь - это согласованное действие элементов, как необходимое условие существования системы и гармонии. Следствия этого явления:
координация и субординация;
функциональная зависимость.

В любой системе в прямой зависимости находятся принципы системности и развития. Любые системные связи мы рассматриваем в абстракции функционирования, т.е. в движении во времени. Проходя состояние изменения, система меняет качество, но остается идентичной самой себе. Изменение системы влечет за собой изменение ее структуры и наоборот, но в ней всегда присутствует информация о ее прошлом динамическом состоянии. Становление структуры во времени - это сущностная характеристика процесса развития, которая может быть периодической, циклической, но всегда обеспечивает ритмичность, которая выражает наличие стабильности в динамическом.

В социальной философии существует два основных подхода к социальному развитию:
эволюционистский;
стабилизационный принцип, открытый Парсонс - гармоническое развитие через интеграцию;
отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает развитие через социальную борьбу;
принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений, классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом, некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.

Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает в себя РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, которые и объединяют людей.

С точки зрения СОЦИАЛЬНОГО НИГИЛИЗМА существуют только отдельные люди, индивидуумы, а общественных связей и, следовательно, общества не существует. В данном случае общество выступает как чистая фикция, удобное слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей и значение общественных организаций.

С точки зрения крайнего, ВОИНСТВУЮЩЕГО КОЛЛЕКТИВИЗМА, напротив, общество не только существует, но и является более полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и ничего, кроме общества. Отдельные же люди - всего лишь частицы, винтики, "моменты", как выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому как ноги и руки человека являются частями его тела..

Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части и элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система. От других природных систем, в том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью.

При всем исключительном значении феномена человеческой деятельности в социальной жизни роль ее все же не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать. Потому что социальная жизнь, основываясь на человеческой деятельности, тем не менее не сводится к ней. Совместная деятельность людей составляет содержание социальной философии. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Содержание ее составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира. Оно имеется уже в простейшем индивидуальном социальном действии.

Основные типы общественной деятельности: материальная, духовная, регулятивная, или управленческая, деятельность обслуживания.

Признавая большую роль материального производства, современная социальная философия все же склонна считать, что его качественное отличие от других сфер жизни общества не дает оснований сводить к нему все многообразие человеческой деятельности.

Важнейшую роль играет ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, в процессе которого формируются идеи, создаются научные и художественные ценности. Правда, эти ценности так или иначе материализуются в физических вещах (книгах, картинах, скульптурах и т.п.). Но главное в этих предметах не материальная сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

РЕГУЛЯТИВНАЯ, или УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ, т.е. деятельность различного рода администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой области - поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности. Без нее общественная жизнь также невозможна, как невозможна она без материального и духовного производства.

Деятельности по обслуживанию людей. Это труд врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания. Сфера обслуживания - одна из самых динамичных в современном обществе.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА КАК ЦЕЛОГО: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.