ZuboLom.ru

Аристотель

На формирование философии Аристотеля оказало влияние учение Платона "Об идеях". Аристотель занял критическую позицию по отношению к Платону. Аристотель был первым, кто исследовал все работы предшествующих ученых - 150 работ. Экзотерические - составлены в форме диалога и представлены для всех вне школы. Эндотерические - все сочинения представлены для пользования учеников, но не для широкой публики.

Хорошо сохранились произведения, которые использовались для мировоззренческих диспутов, которые предназначались для учеников Аристотеля:
1) философские проблемы метафизики;
2) этические вопросы - экомахова этика;
3) психологические - "О душе"
4) социально - политические.

Аристотель сформулировал где существует частное и общее.

Общее существует в любом месте и в любое время, определяясь в единичное, через которое оно создается. Общее постигается умом. Для объяснения, что оно существует, Аристотель признавал 4 причины сущности бытия: 1) всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); 2) материя и подлежащее, то из чего возникает материальная причина, движущая целевая причина, то ради чего что-нибудь существует. Аристотель в материи видел пассивное начало, активное начало - это суть бытия, форма, которой приписывается вечность и неизменчивость. Источник всякого движения неподвижен, движущее начало - бог, но не подвижна - высшая его цель развивающаяся по его законам. Учение о сути бытия - есть учение объективного идеализма. Форма присуща самому веществу, но есть вид, который любой форме придает определенное значение и т.о. он рассматривал предмет чувственного мира и как материю и как идею. Цель науки он видел: 1) в полном определении предмета, достигаемым только путем соединения, дедукции и индукции; 2) знания об отдельных свойствах должны приобретаться из опыта; 3) сущность должна быть доказана с помощью умозаключения через категориальный силлогизм.

Так же как и Платон, Аристотель большое внимание уделял социальным отношениям. Его социальные взгляды разрабатывались с приоритетом человека перед обществом и государством. Человека Платон называл политическим животным. Социальность он связывал с семьей, т.к. происхождение и развитие государства "природно"; от семьи - общение, а от общения государство. Аристотель говорит: "гражданами могут быть только свободные люди, воины, философы, а ремесленники, торговцы неполноправные граждане, ибо их жизнь убивает. Неприемлимым он считал тиранию и демократию. Государство, по его мнению, существует для того, чтобы предотвратить чрезмерное накопление гражданами имущества, удержания рабов в повиновении. Рабство природное явление. Аристотель описал в своей политике государства - город Др. Греции.