ZuboLom.ru

О предназначении (пользе) философии

Этот вопрос ассоциируется с ее практической стороной или функцией.

Для обыденного сознания практическая значимость философии минимальна.

Для мыслящего разума значение философии велико, но оно опосредованно влияет на культуру, образ жизни, смысла жизни, жизнедеятельности людей.

Особенно явственно полезность философии проявляется в ситуации, когда независимо не только что-нибудь конкретное, но еще неясно с чего начать.

В тезисе - философия - квинтэссенция эпохи - заложена мысль о том, что она является предпосылкой к изменению окружающего мира и реальности в целом.

История философии свидетельствует о том, что предсказания философов иногда уберегают народы от неправомерных действий.

Оценивая практическую значимость философии, Платон говорил, что она может способствовать искоренению несчастий человечества, если философы будут властвовать, а властители философствовать.

Главная цель философии научить человека размышлять о свободе духа о смерти, и бессмертии, приобщаясь тем самым к высшим духовным ценностям.

Курбский: Философия как никакая другая наука развивает мыслительные способности человека.

Гобс считал, что философия способна умножать блага и делать человека более здоровым.

В ходе развития философии возникли различные типы всеобщих связей в форме категорий диалектики:
единичное
причина
необходимость
форма
общее
следствие
случайность
содержание
явление

Категории диалектики образовали сложную и подвижную систему понятий, которые отражали гибкость, необхо-димость, противоречивость бытия, что и составило сущность всеобщих связей.

Наиболее значимы в истории философии представления о причинно-следственных связях. Демокрит: Причина и следствие содержат в себе необходимость. Платон: Причиной всего сущего является высшее благо и идеи. Юм: Причинно-следственные связи представляют привычку, когда одно событие последовательно действует за другим.

Диалектика напротив раскрывает многообразие связей и причинно-следственных отношений, выделяя: статистические, структурные, целевые типы детерминаций.

Диалектика анализирует сложные формы причинно-следственных связей, когда одна причина порождает несколько следствий по принципу "эффекта домино".

Причинно-следственные связи в диалектике могут быть: прямыми, опосредованными, внешними, внутренними.

Кроме того, в диалектике выделяют условия, внутренние связи, внешние факторы, представляющие среду в которой происходят причинно-следственные связи.

Диалектика различает причину и повод.

Повод - это явление или процесс, которые сами по себе не вызывают следствия, но действуют как пусковой механизм причинно-следственных связей.

Совокупность причин, условий, поводов и стимулов представляет основание для наступления того или иного следствия.

Наиболее сложными являются причинные детерминации в самоорганизующихся системах, где приоритет отдается самодетерминации.

Связи между причинами и следствиями могут быть:
необходимыми - то есть однозначно обусловленными, когда причина обязательно влечет за собой определенное следствие;
случайными - в них причина реализуется в любое из множества альтернативных следствий.

Необходимые и случайные могут переходить друг в друга.

Характер реализации следствия зависит от того, какой из вариантов причинных связей оказывает доминирование в каждом конкретном случае.

Развитие случайного и необходимого может произойти или не произойти, но необходимое обусловлено законом.

Кроме того, в диалектике существуют динамические и статистические связи.

Динамические связи управляют поведением индивидуальных объектов и позволяет установить однозначные отношения состояний.

Статистические связи управляют поведением больших совокупностей предметов и явлений, а в отношении индивидуальных предметов и явлений делаются вероятностные неоднозначные заключения.

Таким образом, вероятность диалектики выступает как мера возможностей случайного. (Вероятность достижения необходимого равна нулю.)

Вероятность, как статистическое явление сложных причинно-следственных отношений позволяет в научных исследованиях разрабатывать и применять эффективные методы познания.

Центральным понятием диалектики является понятие противоречий.

В буквальном смысле - это рассогласование в речи, высказываниях о том или ином предмете.

В теории познания также исключающие друг друга, но одинаково доказуемые явления получили название антимоний.

Диалектическое противоречие есть сложное выражение взаимоотношений между противоположными сторонами, силами и тенденциями.

Противоположности одновременно и взаимно исключают, и взаимно предполагают друг друга.

Гегель диалектическое противоречие определил как единство и борьбу противоположностей.

В марксистской диалектике противоположности возведены в ранг основного закона диалектики.

Качество-целостная интегральная харак-стика предмета, единства его свойств в системе его связей с другими предметами.

Количество - разграничивает явления и предметы по степени их развития или интенсивности присущих им свойств.

Существенным для диалектики является переход количественных характеристик в качественные, что характеризует сложность и многообразие мира.

В современной диалектике, применительно к общественным отношениям, переход количества в качество обозначается понятием прогресс. Кроме того, явление прогресса и развития характеризуются понятиями отрицание и отрицание отрицания.

Диалектическое отрицание означает связь, переход от одного состояния к другому.

Это диалектическое отрицание представляет собой триединый процесс:
1. Преодоление старого как предпосылки нового.
2. Сохранение базовых структур, процессов и систем на основе диалектического "снятия" предыдущего.
3. Формирование качественно новых структур и процессов путем синтеза и аккумуляции.

Этот процесс Гегель выразил формулой тезис - антитезис - синтез.

Где ни одна из стадий полностью не повторяется на предыдущих ступенях, хотя сохраняется в ней черты предыдущего.

Гегель развитие и прогресс представлял в форме развития не сводимой к прямой линии.

Сложность и гибкость понятийного аппарата позволяет диалектике быть важным средством, методом всестороннего и глубокого познания мира.

Диалектика противоположна метафизике:
1. Она не абсолютизирует те или иные идеи и принципы науки и философии.
2. Она не придерживается механистической картины мира.
3. Она не абсолютизирует чувственность в процессе познания, но и не отрицает ее.
4. Исключает рационалистические концепции и теории, односторонность и ограниченность мысли.

Метафизику и диалектику считают частями философии, но не во всякой метафизике и не во всякой диалектике диалектический способ мышления.

Диалектика пронизывает философию, обеспечивает ей гибкость и свободу в освоении мира.

Метафизика, в свою очередь, интересуется проблемами, которые являются неразрешимыми и не могут объяснить сущность субстанции.

Метафизика, говоря о том, что человек есть мера всех вещей, не всегда открывает для себя мир, то есть они ищут абсолют, а коль философия занимается сутью человеческого духа, то диалектическое сознание является необходимым для того, чтобы познать реальный мир. Именно на этом (отношении метафизики и диалектики) некоторые ученые выстраивают концепции нравственного отношения к миру.

Лейтмотивом средних веков стал отказ от метафизики в духе экономии мышления, оставляющей за скобками все, что противоречит индивидуальности и науке.

В новое время атаку на метафизику предпринял БЕРКЛИ. Его принципы - существовать значит быть воспринимаемым. Нет ничего доступного пониманию, кроме идеи.

Есть ум, который мыслит, и не существует субстанции, кроме человека.

Существует не субстанция тела или предмета, а объем, масса, твердость.

Абстрактные идеи он назвал иллюзиями. Причем он считал их опасными, т.к. они ведут к созданию субстанции, находящейся вне наших отношений.

Негативное отношение к метафизике было высказано КАТТАНИО: философия идей лишена опытного начала, а фантастическая философия бесполезна, потому что метафизика и оторвана от наук, поэтому надо вернуться в реальный эмпирический мир.

Не принял метафизику и позитивист КАНТ: Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы обладать силой (данные слова противостоят принципам метафизики).

В этом заложена мысль:
1. Познание должно быть освобождено от всякой философской интерпретации.
2. Вся традиционная философия должна быть упразднена.
3. В философии должен быть проложен средний путь.

Не воспринимали философию НЕОПОЗИТИВИСТЫ. К метафизике они отнесли все, что относится за пределами опыта.

Метафизические идеи и предложения в отличие от эмпирических по мнению не принявших метафизику, не лишены смысла.

Используя метафизические утверждения, нельзя вывести никакие ощущения, которые бы прогнозировали будущее.

Метафизика не связана с феноменологическими знаниями, т.к. множество различных нагромождений скрывает, по мнению Гуссерля, стабильные очевидности. А без очевидности нет науки.

Не воспринял метафизику и ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Вместо метафизической терминологии предложил свои экзистенции, которые по их мнению способствовали проникновению в человека (страх, трепет, тревога).

В русской философии, с одной стороны, многие строили свои воззрения, опираясь на прошлый метафизический опыт, а с другой стороны, решая проблему философской антропологии и социальной философии, они оставляли за скобками все то, что характеризовало метафизические размышления и суждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Нейтральное отношение к метафизике обосновано рядом обстоятельств:
1. Метафизика не стремилась решать проблемы, связанные с человеческим существованием.
2. Метафизика замыкалась сама в себе и противостояла диалектике.

Но, тем не менее, в метафизике есть самое главное качество - приобщение человека к иному миру, существующему по принципам добра, совершенства, красоты и любви.

Таким образом, метафизика выводила чел-ка за рамки повседневного, обыденного и клейкого, лживого, абсурдного (Камю).

Тем не менее знание метафизики, антиметафизики и неметафизики необходимо для систем понимания мира.