ZuboLom.ru

Различия между познанием научным и познанием художественным

1. Наука имеет дело с массовыми объектами, а творчество индивидуально

2. Достижения науки повторяемы, инвариантны. А художественное творчество не терпит шаблонов.

3. Наука открывает реально существующие связи. Художественно творчество создает то, чего раньше не было (не было бы Шекспира, то не было бы и его творчества; а если какой-то закон не открыл один, то его откроет другой)

4. Наука имеет дело с любыми пространственно-временными интервалами.

5. Наука изучает все отрасли действительности.

6. В науке нас интересует истинно или нет какое-то предположение. А в творчестве - хорошо или плохо.

7. Науке присущ устойчивый прогресс. А может ли выпускник консерватории писать музыку лучше, чем Чайковский и т.п.?

Есть различия даже внутри художественного. Как различна жизнь писателя, композитора и т.п. Они выбирают когда творить, что творить. А актер? В 7:30 начало и приходи со своим вдохновением, а вот сценарий - сыграй гениально!

Для любых сверхгениев: не они, так кто-нибудь другой. Все, что существует, может быть познано.

А в искусстве: не было бы Моцарта, не было бы и его произведений.

Не существует единичного вне целого. Устранение индивидуального - необходимое условие существования общего. Русский философ прошлого века считал, что когда-нибудь наука дойдет до того, что все умершие будут воскрешены. Наука сейчас не считает это голым бредом (вспомнить клонирование). Но что это будет? Воскреснут и придут в ваши квартирки?

Единичное существует только в общем. Даже гибель любого ученого, политика необходима для общества.

Если существует общее, то каков его предел? Существует ли всеобщее? Если мы признаем, что оно существует, то существует и область знания, которая это изучает - философия. Но есть и социальная философия, которая изучает всеобщие законы развития человечества (=философия общественного развития)

Что является движущими силами такого развития? А существует ли оно вообще? (может становится все хуже и хуже? ("Закат Европы" Шпенглера, затухающая фаза этногенеза у Гумилева))

Существует две точки зрения:

1) все предопределено Божьей волей

2) все зависит от воли и желания правителя (вот пришел Петр и Россия встала на путь индустриализации, а если пришла бы Софья?)

На развитие общества влияют:

а) тенденции социализации (обобществления) и приватизации (для индивида) (добытое на охоте разделить на все племя или взять себе?). Видимо, выход в разумном компромиссе между ними. (ведь давно было доказано, что рынок сам не уравновесится)

б) борьба религиозных концессий (это не только крестовые походы и Варфоломеевская ночь) Сейчас противостояние Восток - Запад сменило противостоянием Юг - Север. (Мексика, которая рвется в США, наш Кавказ, Франция, в которой цветных больше, чем белых) Кавказ: угнать отру, табун лошадей, взять в заложники человека и требовать за это деньги - это джигит, настоящий мужчина, он сделал это, им восхищаются. Можно либо решить проблему по-сталински: "нет человека - нет проблемы", либо искать другие пути. По Корану: если погибаешь в борьбе, то попадаешь в мусульманский рай (а он лучше, чем православный)

в) есть и экономические причины

г) классовая борьба (революции в Англии, Германии, Франции).

Она то вспыхивает, то затухает. Хотя забастовка, как форма классовой борьбы, служит прогрессу общества. (мы перестали производить продукцию, хозяин не может выполнить свои обязательства. И либо он уступает, либо стоит на своем (если обладает достаточными средствами) И если он всетаки идет на уступки, то его прибыль меньше (на зарплату больше уходит), то единственный выход - сделать продукцию более конкурентоспособной.)

Разобьем это на три части:
1) состояние взаимоотношений
2) объективные пути обострения проблемы
3) субъективные пути обострения проблемы

1) Все слышали: "Новое поколение - это что-то, а вот мы были..." Есть объективные данные, которые говорят об отчужденности поколений. Для 4-х летних: родители - самые добрые, сильные и т.п. В 13-14 лет уже ~50% решают свои проблемы не с родителями. В 16-18 лет 90% мальчиков и 93% девочек идут за поддержкой к сверстникам. Это может обернуться проблемой и для детей, и для родителей. В 22-23 года 72-76% далеки от родителей. (за любой поддержкой, кроме материальной, идут на к родителям). В 16-30 лет только 4% хотят жить с родителями в одной квартире. 55% хотели бы жить отдельно, но рядом. 41% - подальше или как можно дальше от родителей. И это говорит о серьезных просчетах в наших взаимоотношениях. И просчет это родителей, руководителей.

2) Проблема была давным-давно. "Отцы и дети" когда написаны? А "Бородино"? (вспомнить разговор двух солдат)

"Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, не уважает старших, изводит учителей и т.п." А ведь это говорил Сократ.

а) нормальное (прогрессивное) развитие общества. Т.е. выделение молодежи в обособленную группу (дет.сад, школа, институт, общежитие и т.п.). И у молодежи своя музыка, танцы, книги, фильмы и т.д. А как относится старшее поколение к ЭТОЙ музыке?

б) ускорившийся темп жизни. Если вы на фотографии видите 10 девчонок в мини, то это середина 50-х - "бесстыжие"; если 10 в макси - середина 70-х; опять же "бесстыжие, и сколько на них материала уходит" если одна в мини, другие в макси, третья в ... - это 90-е.

в) возросшая взаимозависимость поколений (см. начало "Евгения Онегина"). Может было вынужденное почтение? А куда деваться девчонки из деревни? В город в проститутки? Так ведь не дойти, транспорта не было.

Что же такое юность? Юность - период от наступления физиологической зрелости до наступления социальной зрелости. Социальная зрелость - такое состояние человека, когда он на деле становится равноправным членом общества. Как же с этим обстоит дело?

На начало века данные: средний возраст ~32 года. Мужчина обычно умирал тогда, когда его старшему сыну исполнялся 21 год. И тогда сын становился главой крестьянской семьи.

А сейчас? Производственная зрелость где-то к 30 годам (у рабочих - еще позже) (раньше крестьянин уже с детства знал что и как надо делать, никакие институты ему были не нужны)

Наше советское государство было не заинтересовано в повышении квалификации молодых советский рабочих. И в институте так же. Вы думаете, вас всех в аспирантуру возьмут?

Экономическая зрелость: ко из нынешних 20-летних экономически независим?

Политическая зрелость: мы, конечно, голосовали, а быть избранными?

Вот половая зрелость - это да... А что вы хотите - физиологические созревание на 4 года раньше.

Т.е. теперь период юности растянулся на 10-13 лет (раньше - 2-3 года). Так радоваться надо :) Но физиологически зрелому человеку не дают выполнять функции, которые он давно считает своими, и возникает неудовлетворенность своим местом в жизни.

г) увеличение продолжительности жизни. Мы не просто дольше не умираем, мы дольше сохраняем свою физическую и т.п. активность.

Вспомните старушку Ларину. Сколько ей лет? Она детей замуж выдает (им ~17-18 лет) и сама она во столько же родила. Т.е. ей примерно 35 лет :) А женщина бальзаковского возраста? Для Бальзака это 30 лет. А опробуйте сейчас сказать 30-летней, что у нее бальзаковский возраст.

Т.е. в производстве участвуют несколько поколений. Вот вы приходите в цех в 20 лет, а там начальнику лет 40 и он еще 15 лет будет начальником. Т.е. отцы заняли все места.

Философ 19 века: всех, достигших 27 лет, надо отстреливать.

Но это точка зрения молодежи. А взрослые? "Я сюда пришел, когда завода еще не было, а тут молодые лезут". Для многих работа - это жизнь.

С одной стороны, молодым надо доказать, что они могут быть докторами, профессорами и т.п.; а старье не хочет оказаться на свалке. И это способствует прогрессу.

Представьте, что нет борьбы наследственности и изменчивости. Если не было бы изменчивости, то от амебы происходила бы только амеба, и как бы мы появились? А если не было бы наследственности: "Родила царица в ночь не то сына, не то дочь" А может болт родила - ведь никакой наследственности нет.

3) Где экономическая власть, там вся полнота власти. Экономическая власть у родителей, поэтому они детьми и командуют. Но, к счастью, дети тоже сами с усами. Но командование не только крупное: "проснись", "накрой на стол", "застегнись", "дневник возьми" и т.п. И хорошо если детки огрызаются. Ведь таким образом мы формируем в них инфальтильность и т.п. "Я двойку получил, потому что ты дневник в портфель не положила".

Человек, который до 20 лет не был лидером, никогда им не будет.

Родители обижаются, что детки стали неоткровенными, а сами-то что?
Дочка (Д): "Мама, откуда дети берутся?"
Мама: "В магазинах покупают"
Д: "Неправда, иначе был бы день купления, а не день рождения"
А если дочка еще раз спросит, а мама соврет, то дочка ничего больше спрашивать не будет (и рассказывать тоже).

Да, запреты должны быть, но только 100%-е. Дабы дите само не проверяло, есть ли в розетке ток.

А в нашей стране? Джаз запрещали, широкие брюки запрещали, узкие брюки запрещали и т.п. Не запрещали только вальс. Но вспомните, что про него Байрон писал?

"Это для меня не привычно, значит неприемлемо, но я-то советский, значит это антисоветское"

Запрещать надо, но нельзя вешать политические ярлыки на моду. Дожила бы Крупская до наших дней, и она бы в короткой юбке ходила.

Если мы не хотим, чтобы нам перестали доверять начисто, надо перестать делать необоснованные запреты.