ZuboLom.ru

Философия эпохи средневековья: новое понимание Бога, мира и человека. Проблема познания

Понятие Средневековой философии появилось в эпоху Возрождения. Средневековые века - "темные". С.Ф. (хронологические рамки). Существует несколько точек зрения:
  1. С.Ф. связывают по времени с существованием феодального строя и заканчиваются когда феодальные отношения именуются буржуазными.
  2. Рамки связывают с деятельностью философов: начало: Александрийский, конец: Оккам
  3. С.Ф. начинается, когда философия сознательно ставит себя на службу религии; конец - философия объявляет о своей самостоятельности, о независимости от веры, религии и церкви.
Начало: 1-2 в. Конец: 14-15 в. Отличительная черта ср. философии - преимущество религии мировоззрения. Главная черты мировоззрения средних веков: 1. принцип божественного откровения 2. принцип монотеизма (единобожие). Эти принципы расширяются в особенностях средневекового образа мышления:
  • монотеизм основа мира - единый бог, сверхъестественное существо, кроме него божественного ничего нет. Бог уникален.
  • теоцентризм - Бог не только основа мира, толкование мира не может обойтись без него. Бог - толкование мира. Бог один, но он включает в себя 3 эпостасии: бог - отец, бог - друг, бог - сын, отсюда, бог троичен.
  • антропоцентризм - человек лучшее из божественных творений. Он подобен Богу, и отличается от природного мира. Главный интерес С.Ф. - человек, человек живет по велению Бога, он ведет человека по жизни и поддерживает его. = божественное проведение.
  • идея о греховности человека: первородный грех - нарушение божественного закона. Единственный путь искупления греха - вера и повиновение Богу. Человек не может спастись самостоятельно, это возможно только с помощью бога.
  • человек троичен: - тело, - душа, - дух (возможность соединения человека с богом).
  • появление понятия личности: личность понимается как уникальность человека. Человек расценивается как неповторимое божественное творение и с этих позиций он интересен. Общее человека и Бога - общее личностей.
  • новое понимание любви: средневековое мировоззрение базируется на взаимной любви. Любовь не односторонняя, не только от земного мира к Богу. Людей связывают отношения братской любви.
  • новая шкала ценностей: ценными качествами становятся: смирение, покорность, способность к самопожертвованию. Нравственный идеал - Иисус Христос, именно в нем воплощаются все эти качества. Христос - очеловечение Бога, пример полного смирения.
  • познание: занимает особое место в средневековом мировоззрении. - принцип божественного откровения, истина, антологизация (истина уже существует в боге, заключена в Библии, поэтому библия становится источником знания).
  • ретроспективность и традиционализм: чем ближе к первоисточнику (Библии), тем истиннее знание, через пояснение Библии истинный человек находит ответы на все вопросы. Библия - главный авторитет познания. Любое отступление от Библии - отступление от истины = ересь.
  • иконографический метод познания: задача - передать первообраз истины, избавить истину от последующих наслоений.
  • дидактизм, учительство, назидательность: меняется фигура философа. Теперь философы - священнослужители. Философия - не познание истины, а необходимость донести ее до людей. => особый интерес к логике, лингвистике и теории познания.
  • консервативность: средневековый человек - человек религиозный.
  • энциклопедизм мыслителей
  • психологичность и самоуглубленность: многие произведения средневековья называются "истина".
  • реализм в понимании действительности: у человека нет сомнений в том, что мир существует реально, он познаваем. Орудие познания - вера и разум (на 1 месте - вера). Мир - творение Бога => он существует по разумным законам . Бог бесконечен => полное понимание Бога человеку недостижимо.
Философия средневековья - объективный идеализм.