ZuboLom.ru

Английское просвещение: Локк, Толанд, Беркли

Локк одним из первых создал теорию естественного права.

Естественные права, данные человеку от рождения: на жизнь, свободу, собственность. Задача государства - сохранять эти права. Часть своих прав люди отдают государству, главное из которых - право защиты. Граждане в праве изменить государственный строй и законы государства. У Локка появляется идея о разделение властей. Появляются 2 ветви власти: законодательная - создание законов в соответствии с естественными правами человека и исполнительная - следит за исполнением законов. Закон в государстве - высшая сила, все и вся должны подчиняться закону. Новая схема гос. устройства по Локку: закон - верховная власть.

Линии английского просвещения:

Материалистическая - Толанд.

Идеалистическая - Беркли.

Толанд критикует иррационализм (не разумность) и мистицизм. Разум первичен. Пытается свести к минимуму функции Бога, ограничивает его вмешательства в дела мира актом творения. Религия имеет земное происхождение (люди сами создают религию, по причине своего невежества).

Материалистические воззрения:

  1. движение существенное свойство материи, оно носит абсолютный характер, а покой относителен.
  2. движение источник всех свойств и многообразия мира.
  3. движение это перемещение тела в пространстве с другой стороны - движущая сила присущая материи.

Толанд не решает вопрос о происхождении и долговечности материи, но считает, что материя не уничтожима. Свойства материи - пространство и время связаны с движущейся материей.

Беркли представитель субъективного идеализма. Начинает свою деятельность с критики материализма и защиты религиозных учений. Все что существует - единично. Беркли абсолютизирует чувственные способности человека. Он сенсуалист. Отрицает существование общих абстрактных идей. Понятие материи не должно присутствовать в философии и науки. Все качества предмета - вторичны. Человек в процессе познания не имеет дела с предметами, существами не зависимо от него. Свойства вещей - человеческое ощущение этих свойств. Наши ощущения - единственная реальность, которая существует, а вещи - колебание наших ощущения и идей. По Беркли, существовать, значит быть воспринятым. У Беркли появляется идея постоянно воспринимающего этот мир и духовного существа Бога. У него дух первичен, материя вторична.