ZuboLom.ru

Проблема субстанций: Декарт, Спиноза, Лейбниц

Декарт:

Дуализм Декарта

В эпоху нового времени проблема первоначала звучит как проблема субстанций. Субстанции, по Декарту, сущие не нуждающиеся для своего существования не в чем другом. Субстанции 1 порядка: Бог. 2 порядка: мыслящая духовная субстанция и материальная. Таким образом, по Декарту, в основе мира 2 первоначальные субстанции: материя и Бог.

Спиноза:

Один из главных вопросов - вопрос субстанции. Создает учение о единой субстанции (Бог первопричина всех вещей). Характеристики субстанций:

  1. абсолютная самостоятельность (ни в чем, кроме себя не нуждается)
  2. бесконечность в пространстве и времени
  3. субстанция причина самой себя и познается через саму себя
  4. субстанция исходный полюс бытия

Способы проявления субстанций: протяженность, мышление.

Субстанция порождает материальные и духовные вещи. Модусы - единичное проявление субстанции. Соединяют и свойства мышления и протяженности. Они конечны во времени и пространстве, изменчивы. Детерминизм - в поступках человека, нет ничего случайного, поведение и чувства человека объясняется 3 основными причинами:

  1. желание
  2. удовольствие
  3. неудовольствие

Лейбниц - создатель плюралистической картины бытия. Субстанция множественна. Субстанция по Лейбницу - "монада". Свойства субстанции:

  1. простая неделимая, внутренне неизменна
  2. каждая "монада" - микромир
  3. "монада" - духовны, не материальны и живут по законам гармонии
  4. "монады" составляют сущность каждой вещи
  5. в мире нет 2 одинаковых "монад"

3 степени развития "монад":

  1. монады низшего порядка (пассивное восприятие, неясные смутные представления о мире)
  2. монады-души (наличие ощущений, более ясное представление о мире)
  3. монады-духи (обладание сознанием)

Таким образом, степень развития монады, по Лейбницу, равно степени приближения к сознательной жизни. Высшая монада - Бог. Познание только разумом. Всему миру присуще развитие, эволюция. Развитие постепенно и не сопровождается гибелью монады, так как они вечны. Развитие мира происходит за счет внутреннего развития монады. На нее не влияют внешние факторы.