ZuboLom.ru

Порядок регистрации кредитной организации и лицензирования банковской деятельности в РФ

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции только при условии ее регистрации и получения лицензии от ЦБРФ. Кредитная организация организовывается в виде любой формы собственности. За регистрацию с кредитной организации взимается сбор, но не более 1% от уставного капитала.

Лицензия выдается только после государственной регистрации и полной оплаты объявленного уставного капитала. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых 3 лет со дня его регистрации.


Для регистрации и лицензирования кредитной организации ее учредителями не позднее, чем через месяц после подписания учредительных документов представляют в территориальной орган банка России следующие документы:

  1. Заявление и ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии;
  2. Учредительный договор;
  3. Устав кредитной организации;
  4. Протокол общего собрания учредителей;
  5. Свидетельство об уплате государственной пошлины;
  6. Нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей, аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности, подтверждение налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетом за последние 3 года;
  7. Декларации о доходах учредителей, заверенные органами налоговой службы и подтверждающие источники происхождения средств;
  8. Анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
  9. Список учредителей кредитной организации.


Ходатайство включает в себя бизнес-план, на основе которого центральный банк оценивает:

  1. Соответствие создания кредитной организации установленным требованиям.
  2. Способность кредитной организации сохранять финансовую устойчивость, выполнять законные (пруденциальные) нормы, обязательные резервные требования и т.д.
  3. Оценивает адекватность структуры управления кредитной организации принимаемым рискам.


Также прилагаются к документам документы, подтверждающие права собственности одного из учредителей на здание или помещение, в котором располагается банк или обязательства арендодателя о предоставлении помещения в аренду в случае его регистрации.

К ходатайству о государственной регистрации прилагается расчетный баланс, план доходов и расходов, прибыли на первые 3 года.


Руководство должно иметь:

  1. Высшее экономическое или юридическое образование и опыт работы в данном отделе не менее года;
  2. Специальное юридическое или экономическое образование и опыт работы не менее 2 лет;
  3. Отсутствие судимости или наложения штрафов за экономические преступления.