ZuboLom.ru

Основные положения теории потребительского поведения

Дальнейшее рассмотрение важнейшего элемента рыночного механизма , каким является спрос, предполагает :более глубокое объявление закона спроса , обобщение спроса индивидуальных потребителей , построение экономической модели потребительского поведения. Этим вопросом занимались представители австрийской школы К.Менгер, Е.Бем - Баверк, Ф.Визер.

Цель потребителя - получить товары и услуги для удовлетворения своих запросов и удовольствия , т.е. максимизировать полезность. Полезность - это способность экономического блага удовлетворять человеческим потребностям. Различают общую и предельную полезности.

Общая полезность - это полезность определенного запаса блага. Общая полезность увеличивается при увеличении запаса блага до максимального значения, а затем убывает.

Предельная полезность - это полезность дополнительной единицы блага. Предельная полезность неуклонно убывает и при убывании общей полезности становится отрицательной.

Функция полезности функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

MU - предельная полезность равна частной производной общей полезности данного блага.

Основные постулаты теории потребительского поведения:

  1. Множественность видов потребления и стремление потребителя к разнообразию потребительского набора.
  2. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество благ. Предельная полезность благ положительна.
  3. Транзитивность. Постоянство и согласованность вкусов потребителей.
  4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага, если ему предложат взамен большее количество блага - субститута.
  5. Убывающая предельная полезность.

Положение равновесия потребителя (в кардиналистической теории) будет достигнуто в случае, если доход потребителя распределен таким образом, что взвешенные предельные полезности равны.

Потребительский выбор - это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Функция максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Соотношение между предельными полезностями двух благ равно соотношению их цен.

Возникает равенство предельных выгод и предельных затрат потребителя.