ZuboLom.ru

Рыночное равновесие

Рыночная цена фиксируется в точке пересечения спроса и предложения. В точке равновесия объем спроса равен объему предложения и является равновесным объемом.

Равновесная цена - цена такого уровня, когда величина предложения равна объему спроса. Если имеет место ситуация, в которой при данной цене величина спроса превосходит предложенное количество блага, то возникает дефицит. Когда же величина предложения блага по данной цене превышает величину спроса на него, то имеет место избыточное предложение.

Изменение любого рыночного условия, колебания проса и предложения, изменяют равновесную цену и равновесное количество блага на рынке.

Механизм установления рыночного равновесия заключается в следующем.

Если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении равновесной цены.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены Л. Вальраса и А. Маршалла.

Согласно первому подходу, если существует избыток спроса, в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезнет избыток.

Согласно второму подходу, продавцы реагируют на разность цены спроса и цены предложения увеличением объема предложения. Увеличение объема предложения приводит к достижению равновесной цены.

Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым.

Устойчивой, динамической моделью является паутинообразная модель.

Представление процесса ценообразования в паутинообразной модели таково: если цена отклоняется от равновесного значения, то происходит колебания цен и количеств товара, продаваемого на рынке. В итоге цена уравновешивает спрос и предложение.

Логика шагов следующая: высокая цена блага приводит к росту предложения, но покупать станут меньше. Чтобы реализовать накопившиеся товары снизится цена, что приведет к оттоку производителей и к дефициту.

Равновесие является устойчивым, если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса (эластичность предложения меньше) и наоборот. Цена совершает регулярные колебания вокруг положения равновесия, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

В условиях совершенной конкуренции в результате установления равновесия выигрывают и потребитель и производитель.

Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, возникает излишек потребителя. Разница между выгодами потребителей и выручкой.