ZuboLom.ru

Фирма в условиях несовершенной конкуренции

Если на рынке существуют такие продавцы или покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену, то такая конкуренция уже имеет форму несовершенной конкуренции. В зависимости от степени контроля за ценами, можно выделить такие формы несовершенной конкуренции, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Чистая монополия характеризуется наличием единственного продавца товара, который не имеет близких заменителей. Фирма с монопольной властью устанавливает цену на свой товар и определяет объем его производства. Основой для диктата цен являются непреодолимые барьеры для вступления в отрасль для других фирм.

Различают три вида монополий: закрытые монополии, которые имеют юридическую защиту от конкурентов, естественные монополии, которые защищены эффектом экономии на масштабах производства и открытые монополии, которые не имеют какой-либо специальной защиты от конкурентов.

Кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой рыночного спроса. Она является убывающей, так как объем продаж можно увеличить только за счет снижения цены. В результате предельных доход будет меньше, чем цена для каждого уровня выпуска, кроме первого, и кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса.

Фирма-монополист, как и любая другая фирма, оптимизирует прибыль при равенстве предельного дохода предельным издержкам. Соответственно определяется цена продукции.

Фирмы - монополисты способны проводить ценовую дискриминацию, т.е. установление разных цен на один и тот же продукт для разных категорий покупателей.

Следует учитывать влияние фирм, обладающих монопольной властью на эффективность распределения и использования ресурсов, которое проявляется по крайней мере в трех формах:

  1. Имеет место ограничение объемов производства и установление более высокой цены.
  2. Отсутствие стимула к снижению производственных издержек. Фирма слабо заинтересована в научно-исследовательских разработках.
  3. Возникают огромные расходы, связанные с сохранением и укреплением монопольной власти.

Выясним теперь специфику монополистической конкуренции. В этом случае на рынке действует большое количество продавцов, производящих дифференцированную продукцию, и возможно появление новых продавцов. Кривая спроса фирмы действующей в условиях монополистической конкуренции является убывающей, но намного более эластична, чем кривая спроса фирмы монополиста. Следовательно, фирма имеет определенную монопольную власть и имеют место издержки потери эффективности, хотя и в меньшей мере, чем для фирмы-монополиста.

Следующий вид совершенной конкуренции - олигополия. Олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. На олигополистическом рынке фирмы обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его предложение на рынке.

Олигополистическое поведение на рынке подразделяется на олигополию, основанную на соглашении и олигополию доминирующей фирмы.

Соглашение предполагает согласование между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах. Олигополия доминирующей фирмы определяет организацию рынка, при которой на нем господствует крупная фирма, цены которой являются базовыми для всех остальных продавцов.