ZuboLom.ru

Маркетинговая среда

Предприятие, осуществляющее маркетинговую деятельность, находится в определенной среде, которую оно должно постоянно анализировать. Как показывает зарубежный опыт, те предприятия, которые недостаточно внимания уделяют мониторингу маркетинговой среды, плохо адаптируются к ситуации на рынках

Маркетинговая среда - это совокупность активных субъектов и сил, влияющих на возможности руководства службы маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда представлена микро- и макросредой.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию деловых партнеров.

Поставщики - это предприятия и отдельные лица, обеспечивающие фирму и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Маркетинговые посредники к ним относятся следующие компании: торговые представители, кредитно-финансовые учреждения, фирмы - специалисты по организации товародвижения.

Торговые представители способны обеспечить своим заказчикам удобства места, времени и процедуры приобретения товара с наименьшими издержками.

Фирмы-специалисты по организации товародвижения помогают компании создавать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения.

Кредитно-финансовые учреждения (банки, страховые компании) финансируют сделки.

Клиенты к ним относятся: отдельные лица, организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства, государственные организации, зарубежные потребители.

Конкуренты (желания-конкуренты, товарно-родовые, товарно-видовые, марками-конкурентами).

Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживанию рынков. (Существует три группы аудитории: благотворительная, искомая - та, чей интерес фирма ищет, но не всегда находит - СМИ, нежелательная аудитория-группа, интереса которой фирма старается не привлекать, но вынуждена считаться с ним, если он проявляется - потребительская группа консъюмеров).

Макросреда слагается из:

Демографический фактор:

  • снижение рождаемости (угроза для одних сфер деятельности (изготовители детских игрушек, одежды, продуктов детского питания) и благо для других (рестораны, клубы, авиалинии получили прибыль, т.к. у молодежи стало много свободного времени);
  • рост числа разводов увеличил потребность в дополнительном жилье, мебели, бытовых приборах и пр.;
  • рост числа образованных людей повышает спрос на высококачественные товары, книги, журналы и туристические поездки.

Политические факторы:

  • принятие законов, постановлений, инструкций, правил, которые необходимы для цивилизованной работы предприятий, для защиты потребителей в обществе.

Экономическая среда:

  • низкий уровень жизни подавляющей части населения и, соответственно, невысокая платежеспособность;
  • рост цен на потребительские товары и средства производства;
  • высокая доля расходов на продукты питания.

В результате наблюдается отсутствие спроса на отдельные виды товаров и услуги, дисбаланс спроса и предложения. Все это должно учитываться участниками рынка.

Культурная среда:

  • бодрствование населения в ночное время;
  • рост числа людей, ценящих здоровый образ жизни;
  • сокращение времени на приготовление пищи в домашних условиях.

Научно-техническая среда:

  • ускорение НТП;
  • ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Природная среда:

  • природно-климатические изменения;
  • состояние экологии страны, в том числе региона.

Международная среда:

  • объем деятельности, связанный с поставками за рубеж и закупками за рубежом.