ZuboLom.ru

Основные функции и принципы маркетинга

Для более глубокого выявления сущности и предметного содержания маркетинга продуктивно сначала рассмотреть его наиболее характерные аспекты и понять, кто, с чем, что и как делает в маркетинге.

  1. Кто является основным субъектом, участником маркетинговых отношений, какими целями он руководствуется? Это прежде всего производители, посредники и потребители разнообразной продукции.

  2. С чем работает маркетинг, каковы его объекты? Это прежде всего материальные товары, услуги, идеи, организации, территории и личности.

    Маркетинг МАТЕРИАЛЬНОГО ТОВАРА (это то, что можно потрогать, надкусить, разобрать на части, уронить и т.д.).

    Маркетинг УСЛУГИ

    Маркетинг ИДЕИ обычно толкуется применительно к таким социальным идеям, как снижение уровня курения, потребление спиртного, прекращение потребления наркотиков, защита окружающей среды и т.п.

    Под маркетингом ОРГАНИЗАЦИИ понимается деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации.

    Маркетинг ЛИЧНОСТИ (персональный маркетинг) - деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения отношения или поведения общественности по отношению к конкретным лицам.

    Под маркетингом ТЕРРИТОРИИ понимается деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений или поведения клиентов, применительно к отдельным местам. Здесь, прежде всего, следует выделить: маркетинг зон хозяйственной деятельности (месторасположения заводов, магазинов, контор и т.п.), маркетинг отдельных мест отдыха (привлечение отдыхающих и туристов в конкретные города, районы, страны), маркетинг жилья и маркетинг инвестиций в земельную собственность (обустройство и продажа земельных участков как объектов хозяйствования и помещения капитала).

  3. Что именно делает маркетинг, какие проблемы он решает, и в чем состоят его функции? Фактически это вопрос о том, какова сущность маркетинга в действии.

    • АНАЛИТИЧЕСКАЯ: это изучение и оценка внешней среды (экономических, культурных, демографических условий) и внутренней среды фирмы (покупатели, конкуренты, посредники, поставщики);
    • ПРОДУКТОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ: это создание новых товаров, которые наиболее полно соответствовали запросам потребителя (маркетинг воздействует на производство, пытаясь сделать его достаточно гибким, способным производить конкурентоспособные товары с относительно низкими издержками);
    • СБЫТОВАЯ: это формирование товарной политики предприятия (изучение структуры и функций каналов товародвижения);
    • ФОРМИРУЮЩАЯ: это функция убеждения и стимулирования потребителя (расширение и поддержание на высоком уровне спрос-реклама, личные продажи, пропаганда);
    • ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ: это сосредоточение всего комплекса взаимосвязанных вопросов маркетинговой политики и практики в руках одного должностного лица.

  4. Как, с помощью чего решаются эти проблемы, каковы принципы, методы действия маркетинга?

    ПРИНЦИПЫ:

    • ориентация на потребителя (производить только то, что нужно потребителю);
    • нацеленность всей деятельности на достижения максимального конечного результата;
    • концентрация усилий на решающих в данный момент направлениях маркетинга (спрос, цена, конкуренты, реклама и т.д.) (быть активными, постоянно анализировать, изучать рынок, конкурентов, для того чтобы достичь своей рыночной ниши);
    • товар - это постоянный повод для размышлений (инженеры создают изделие, а маркетологи создают товар, однако возможна ситуация, когда одно и то же изделие может быть одновременно "олицетворением инженерной мечты" и "кошмаром" для отдела сбыта) (организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса).

В ходе своего развития маркетинг впитал в себя и интегрировал мировые достижения в области многих наук и сам фактически превратился в "наукоемкое" направление деятельности.