ZuboLom.ru

Понятие и условия конкурентоспособности товара

Процессу планирования производства и реализации товаров должна предшествовать очень важная стадия обоснования нужности этого товара и определения его конкурентоспособности, на рынке.

Рыночное пространство - это сфера, взаимодействия субъектов рынка. Каждый из субъектов рынка, стремится занять определенное место в этом рыночном пространстве и обеспечить себе экономическое выживание и процветание. Это порождает конкурентную борьбу между ними. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Предметом конкуренции является товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

Объектом конкуренции становится покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

Для того, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, предприятию необходимо создавать конкурентоспособный товар и постоянно вести замеры степени его конкурентоспособности.

В мировой практике используется оценка конкурентоспособности, включающая три этапа.

  1. Анализ рынка и выбор наиболее конкурентного товарного образца. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие. Параметры товара-образца должны рассматриваться в динамике. Фактор времени в рыночных условиях является очень важным.
  2. Определение набора сравнительных параметров двух товаров и их количественная оценка. Данная работа выполняется экспертами.
  3. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности, который определяется по формуле:
    К = Im / Iэ, где
    Im - параметрический индекс, оценивающий степень удовлетворения потребностей покупателей.
    - экономический индекс, оценивающий экономические параметры.

Соотношение обоих этих сводных индексов дает интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) сравниваемого товара и образа:
При К > 1 - товар фирмы превосходит по конкурентоспособности образец.
При К = 1 - находится на одинаковом уровне.
При К < 1 - товар фирмы неконкурентоспособен по отношению к образцу.

Задача фирмы получить К >1. Как же этого добиться, что составляет основу конкурентоспособности товара? Как мы уже видели, оценка конкурентоспособности товара производится путем сравнения товара фирмы с товаром - конкурентом. Сравнение производится по группам потребительских и экономических параметров.

В группу потребительских параметров, используемых при оценке конкурентоспособности входят параметры назначения эргономические, эстетические и нормативные.

Параметры назначения характеризуют область применения продукции и функции, которые она должна выполнять-

Эргономические параметры показывают продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при использовании и ремонте.

Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения продукции и стабильности товарного вида.

Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается продавать.

Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара. Они состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, покупка запасных частей и т.д.) Сумма общих расходов является для покупателя ценой удовлетворения потребности (ценой потребления). Сумма затрат, связанных с эксплуатацией изделия может значительно превысить его продажную цену, например, для грузового автомобиля в 5-6 раз, пассажирского самолета- в 7-8 раз.

Как правило, наиболее конкурентоспособным является товар, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя, а не тот, за который просят минимальную цену. Но, этот экономический показатель при всей его важности не исчерпывает полностью понятия конкурентоспособности.

Следует также отметить, что при оценке конкурентоспособности товаров недостаточно производить сравнения только их параметров между собой.

При оценке конкурентоспособности необходимо определить, насколько имеющиеся у конкурентов и проектируемые фирмой товары соответствуют потребностям потребителей по сравниваемым параметрам

С точки зрения потребителя условие конкурентоспособности принимает вид:
Эп = Р / е -> max, где
Эп - эффективность потребления;
Р - суммарный полезный эффект;
е - полные затраты на приобретение и использование.

Данное условие заключается в наибольшем эффекте потребления товара при наименьших затратах.

Иногда для успешной предпринимательской деятельности не обязательно товар должен обладать самым высоким техническим уровнем. Может быть ситуация, когда изделие, отвечающее с технической точки зрения моровым образцам, не находит активного сбыта на конкретном рынке, то есть, не имеет должной конкурентоспособности.

Пример. Американская. компания "Ксерокс", производящая множительную технику, потеряла часть своего внутреннего рынка. Это произошло не из-за низкого технического уровня выпускаемой продукции. В борьбе за американского потребителя победили японские конкуренты, которые во - время отреагировали на изменение запросов потребителей. Тщательно изучив нужды потребителей, японские фирмы "выбросили" на рынок США компактные аппараты, умещающиеся на обычном столе. Эти изделия не имели технических преимуществ, но они были удобны в эксплуатации, ориентированы на выполнение одной, важной в то время для потребителя функции - размножение документов, ориентация была сделана на мелкий бизнес.

Итак, конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, четко привязанная к рынку и времени, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.