ZuboLom.ru

Основные законы, регулирующие маркетинговую деятельность предприятий в России

Главным источником правового регулирования маркетинговой деятельностью является Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона, иногда именуемый "экономической конституцией". Он содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса в зависимости от области рынка, вида товара, типов потребителей, сферы предпринимательства.

Помимо Гражданского кодекса РФ, "правила игры" создают и другие федеральные законы. Их можно типологизировать в зависимости от сферы действия на следующие группы:

  1. отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями регулируются нормами Закона РФ "О защите прав потребителей" (в редакции от 9 января 1996 г.) и др.;
  2. вопросы сбыта - Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. № 60ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164ФЗ "О лизинге" и др.;
  3. отношения, возникающие в сфере маркетинговой товарной политики, - Федеральным законом от 27 декабря 2002г. № 184ФЗ "О техническом регулировании", Законом РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и др.;
  4. ценообразование - например, Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и др.;
  5. конкурентные отношения в сфере маркетинга - Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральным законом от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", Законом РФ от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях";
  6. маркетинговые исследования, получение, использование и распространение маркетинговой информации - Законом РФ от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации", Законом РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации", Законом РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", Законом РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Патентным законом от 23 сентября 1992 г. и др.;
  7. продвижение продукции регулируется в основном Законом РФ от 18 июля 1995 г. "О рекламе";
  8. правовое обеспечение маркетинга в различных сферах деятельности, определяемых областью рынка, видом товара, типом потребителей и сферой предпринимательства, осуществляется:

    • Законом РФ от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" , Законом РФ от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле" - маркетинг на рынке ценных бумаг и товарных биржах, включая маркетинг торгово-посреднических услуг в биржевой деятельности;
    • Законом РФ "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 3 февраля 1996 года) и Законом РФ от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции от 26 апреля 1995 г.) - маркетинг банковской деятельности;
    • Федеральным законом "О страховании" (в редакции от 31 декабря 1997г.) - страховой маркетинг;
    • Законом РФ от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" - маркетинг в сфере туристской деятельности;
    • Законом РФ от 13 октября1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" - международный маркетинг и т.д.

Кроме того, нормы, регулирующие маркетинг, содержатся и в подзаконных актах: указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании маркетинговой деятельности.

В ряду подзаконных нормативных актов, опосредующих маркетинговую деятельность, в частности, находятся:

  • Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)";
  • Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.

Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденный приказом ГКАП России от 13 ноября 1995г. № 147, связанный с регулированием маркетинговых коммуникаций, а также конкурентных отношений в маркетинге, и многие другие.