ZuboLom.ru

Мотивация к труду

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. Мотивация деятельности:
  1. Экономическая - возможность получить материальные выгоды;
  2. Не экономическая - косвенные, облегчающие получение как прямых материальных выгод, так и большого свободного времени и соответствующих духовных благ.
Мотивация труда отличается:
  • по потребностям, которые человек стремится удовлетворить;
  • по благам, которые требуются человеку для удовлетворения своих нужд;
  • по уровню цены, которую работник готов заплатить за получения необходимых благ.

Система мотивации к труду

Мотивы ориентированы на определенную массивность работы, получение материальных благ. Процессы мотивации:
  1. Возникновение потребностей;
  2. Поиск путей удовлетворения потребностей;
  3. Определений целей действия;
  4. Реализация действия;
  5. Получение вознаграждения за реализацию действия;
  6. Удовлетворение потребностей.
Основная задача управления - определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия. Деятельность людей направлена на достижение таких целей как:
  1. Материальные блага;
  2. Слова и власть;
  3. Знание и творчество;
  4. Духовное совершенствование.
Средствами достижения целей могут служить:
  1. Любые средства;
  2. Только законные средства;
  3. Соответствующие нормам религиозной морали.
Соответствующие методы поощрения и вознаграждения и наказания:
  1. Физиологические потребности удовлетворяются минимальным уровнем зарплаты при более-менее сносных условиях труда.
  2. Потребности в безопасности удовлетворяются заработной платой, превышающей минимальный уровень, и позволяющей приобрести социальный пакет.
  3. При участии человека в коллективной творческой работе, а также внимание, одобрение руководителя коллектива.
  4. Удовлетворение потребностей связано с завоеванием авторитета (лидерства, известности и публичного признания).
  5. Удовлетворение потребностей - иметь свободу творчества.

Теория процесса мотивации

Теория Автор Основные концепции
Классическая Тейлор Люди будут в значительной степени заинтересованы в труде, если их вознаграждение (материальное) будет тесно связано с результатами труда.
Потребности Маслоу Когда основные физиологические потребности удовлетворены, потребности более высокого порядка становятся доминирующими и должны быть учтены при мотивации поступков.
Теория человеческих отношений Ликерт Руководитель является ключевым фактором мотивации. Он должен дать почувствовать работнику что тот является членом коллектива и занимает в нем важное место.
Теория предпочтений или ожиданий В.Вруум Мотивация работника зависит от того, что он ожидает получить в качестве награды за его прекрасную работу.
Фактор 2 Ф.Херцберг Факторы поддержки (условия труда) могут вызывать у работника чувства неудовлетворенности, но они не являются главными мотивирующими факторами. К последним относятся потребности более высокого порядка, такие как общественное признание, работа сама по себе и возможность роста.
Теория Х МакГрегор Некоторые индивиды не любят работать и будут обманывать, когда это возможно. Такие люди будут работать только под наблюдением.
Теория Y Люди, которые находят внутреннее удовлетворение в труде.
Теория установки целей Локк Сознательные потребности личности определяют ее действия. Ее цель - воздействие на прилагаемые усилия и влияют на выбор поведения.
Теория потребности достижения МакКелен Путем установления порядка вознаграждения (продвижение по служебной лестнице и т.д.) можно усилить мотивацию более производительной и качественной работы.
Теория изменения поведения Скиннер Поведение может быть управляемо, уточнено и изменено благодаря определенным изменениям в системе поощрений.
Беспристрастность и гуманитарный обмен Адамс Основным источником мотивации в труде является беспристрастность или справедливость, которую работник ожидает встретить в трудовом коллективе.