ZuboLom.ru

Понятие и свойства личности

Личность - это человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих его свойства и качества.

В менеджменте личность человека, ее сущность рассматривают с точки зрения поведения работника, способов общения с товарищами по труду, начальниками и подчиненными. Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива, оказывающих существенное влияние на деятельность всего предприятия.

На формирование личности влияет как внутреннее окружение (семья), так и внешнее окружение (социально-экономические отношения).

Уровень развития личности характеризует такие качества как интеллектуальное развитие, силу воли, духовное богатство, материально-нравственную чистоту, физическое совершенство. Свойства человека, приобретенные им от природы и генетически наследуемые развиваются в последствие под воздействием внутренних и внешних условий жизни.

Сущность личности предстает перед нами как совокупность мыслительных, профессиональных, духовных, физиологических и иных качеств в процессе жизнедеятельности. Менеджеру нужно обращать внимание на те стороны, которые могут оказать влияние на его качества.

Для нормального развития личности общество должно быть стабильным. Личность обладает мышлением и способностями.

Мышление - это высший продукт особым образом организованной материи мозга. Мышление личности с позиции практического менеджмента возникает в процессе производственной деятельности людей и связанной с процессом труда, его развитием, а также способностью познания и отражения того, что его окружает.

Способность - это психические свойства личности, обуславливающие его поведение и являющиеся основой его жизнедеятельности. Способности означают его пригодность для выполнения определенной профессиональной деятельности.

Способности в менеджменте:

  • конструктивные (исполнительные);
  • интерсоциальные (управленчесские).

Характер - это индивидуальная, отличительная, своеобразная особенность поведения человека к окружающей действительности.

Поведение человека в семье, кругу друзей, на работе, не в знакомой обстановке определяется динамикой личности и типом темперамента.

Темперамент - это характеристика человека со стороны его динамических особенностей и психологической деятельности: темп, ритм, интенсивность психологических процессов и состояний.

Типы темпераментов по Канту:

  • Сангвиник (живость, быстрота, возбудимость, легкая смена эмоций. Напр. Георгий Жуков);
  • Холерик (быстродействие, быстро возникающие чувства, которые ярко выражаются в жестах, речи, мимики. Напр. Суворов);
  • Меланхолик (склонный к депрессиям, грусти, подавленности и относительно незначительным выражением своих чувств. Напр. Павел I);
  • Флегматик (медлительный, спокойный, со слабым проявлением чувств, граничащим с безразличием. Напр. Кутузов).

Свойства личности Типы темперамента
Сангвиник Холерик Меланхолик Флегматик
Эмоции Слабые, кратковрем. Сильные, кратковрем. Сильные, длительные Слабые, длительные
Самооценка Реальная Завышенная Средняя Заниженная
Коммуни- кабельность Умеренная Высокая Ниже средней Низкая
Отношение к нововведениям Приемлемое, положительное Положительное Приимуществ. Безразличное
Отношение к порученному делу Ответственное Поверхностное Формальное Равнодушное
Поведение в сложной ситуации Расчетливое Непредсказ. Рассеянное Хладнокровное
Результативность труда Высокая Средняя Умеренная Средняя
Отношение к критике Спокойное Агрессивное Обидчивое Безразличное
Подверженность влиянию Слабое Умеренное Высокое Слабое

Существует несколько видов и форм проявление поведения при одинаковых внешних условиях:

  1. Работники с повышенной активностью: общительность, активность, предприимчивость (организаторы, лица склонные к самосозерцанию);
  2. Скрытые, аутичные - с трудом входят в коллектив (конструкторы, эксперты);
  3. Сотрудники с неустойчивым настроением (перепады активности и работоспособности);
  4. Работники не критически оценивающие свои возможности поведения (демонстративные), приспосабливаются к обстоятельствам, любят манипулировать действиями своих коллег (реклама, либо работа в представительных органах, где постоянно происходят презентации);
  5. Деспотивные (спорят), эгоистичные - не терпимы к критике, упрямо, иногда безосновательно доказывают свою правоту;
  6. Пунктуальные и педантичные - высокая образованность, глубокие знания, свойственны сомнения, стремление к совершенствованию;
  7. Люди несамостоятельные, приспособленцы - становятся заместителями руководителей, несобранны, мягкие, уступают чужим требованиям, склонные заглаживать разногласия;
  8. Работники без твердых принципов и не развитым чувством долга, легкомысленно относятся к поручениями, мягкие, тактичные в общении (подходят для простого общения с посетителями).

Ценности, которые играют большую роль в бизнесе:

  1. Гордость за свою организацию;
  2. Получение нормальной прибыли;
  3. Достижение поставленных целей;
  4. Чувство коллективизма;
  5. Планирование всех видов работ;
  6. Совершенствование профессионализма;
  7. Приверженность к нововведениям;
  8. Лояльность к клиентам и заказчикам;
  9. Отношение к коммерческой тайне, отношение к взяткам, отношение к налогообложению, к законодательству и т.д.

Качества Российских работников
Положительные Отрицательные
Благодарность Неблагодарность
Бескорыстие Воровство
Доброжелательность Зависть
Искренность Подозрительность
Коллективизм Индивидуализм
Покорность Недисциплинированность
Трудолюбие Лень
Широта кругозора Узость взглядов