ZuboLom.ru

Стратегический прогноз

Стратегический прогноз - это система аргументированных представлений о направлении развития и будущем организации и ее окружения.

Основой прогнозов может служить:

  • специальное обследование;
  • математический (вероятностный) анализ;
  • анализ временных рядов;
  • мозговая атака;
  • сценарии на случай непредвиденных обстоятельств.

Этапы прогнозов:

  1. Анализ совокупности процессов, которые происходят в организации и ее окружении;
  2. Выявление узловых проблем;
  3. Формирование представления о будущем организации и условиях ее достижения.

Методы прогнозирования:

  • Метод экстраполяции. Экстраполяция - проекция в будущее, автоматическое перемещение существующих в прошлом тенденций развития организации.
  • Метод экспертных оценок - это сопоставление мнений специалистов соотвествующих сфер деятельности.
  • Матричный метод
    Существующие товары Новые товары
    Существующие рынки Базовый прогноз Вероятностный прогноз второго порядка
    Новые рынки Вероятностный прогноз первого порядка Вероятностный прогноз третьего порядка (самый опасные квадрант)
  • Метод сценария, предполагающий подробное описание последовательных событий с определенной степенью вероятности ведущих к предсказанному состоянию объекта управления или возможным последствиям сделанного выбора.

Прогнозы бывают: оптимулистическими, реалистическими, пессимистическими.

Современные методики стратегического анализа основываются на построении двумерных матриц (портфельные), которые применяются для обобщения множества различных данных о развитии фирмы и среды.

Данные показатели:

  • характеристика товара;
  • целевые рынки;
  • технические возможности;
  • конкурентоспособность;
  • все о внешней и внутренней среде.

SWOT-анализ и SWOT-матрица:

Возможности Угрозы
Сильные стороны Получение максимальной отдачи Борьба с опасностями за счет использования внутренних резервов
Слабые стороны Использование возможности для предложения Укрепление потенциала для предотвращения внешней опасности

Матрица БКГ (Бостонской консультационной группы) - использует показатель роста спроса с основными конкурентами.

Матрица БКГ

  1. Растущие продукты, находящиеся на стадии внедрения. Высокий спрос, растущая незначительная доля рынка. Для увеличения необходимы новые инвестиции (риски). Наблюдается потребление наличности.
  2. Доля рынка и темпы рынка высокие, что обеспечивает накопление наличности. Для укрепления и расширения позиций требуются дополнительные ресурсы.
  3. Высоко прибыльные продукты. Низкий спрос, но значительная доля рынка.
  4. Бесперспективная. Низкий спрос и малая доля рынка (стадия свертывания).

Матрица МакКинси (базируется на БКГ)

Привлекательность рынка Конкурентные преимущества
Высокие Средние Низкие
Высокая Инвестирование и рост - Зарабатывать и защищаться
Средняя - Зарабатывать и защищаться -
Низкая Зарабатывать и защищаться - Снимать урожая и защищаться (неблагоприятная)