ZuboLom.ru

Менеджмент: наука и практика

Менеджмент - это управление, заведывание и организация производства, совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства.

Менеджмент охватывает практику управления, процесс производства и обмена и включает управление финансовой деятельностью, управление кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности.

Предмет менеджмента изучает использование законов и закономерности жизнедеятельности организации, а также отношение между работниками в процессе управления.

Структура управления

Методом менеджмента является диалектический подход, рассматривающий управленческие проблемы в постоянной взаимосвязи, движении и развитие. В центре исследования находится человек, который осуществляет производительную деятельность.

Человек -> Коллектив -> Предприятие

Методы исследования менеджмента:

  • метод системного анализа;
  • метод математической логики;
  • метод линейного прогнозирования;
  • метод кибернетики (управление сложных динамических систем);
  • метод эксперимента.

В основе всех методов заложен метод Тейлора - "Тейлоризм". Также основоположником является Маркс, в своем труде "Капитал" он рассмотрел процессы труда, стоимости рабочей силы, рабочего дня, его пределы, проблемы кооперации разделения труда, фабричное законодательство и системы заработной платы.

Проблемы управления (обобщение), их теоретическое обоснование представляло учение Кейнса - Кейнсианство, в котором рассматривались возможности государственного регулирования экономики с использованием экономического механизма и администрирования, а также регулирование спроса и предложения путем вмешательства государства в рыночный механизм.

В конце 20 века стали исследоваться вопросы в области управления концернах и крупных фирмах, психологии климата в рабочих коллективах, работы с кадрами, мотивации труда и вопросы человеческих отношений, организация труда.

Управленческий труд состоит из:

  • управления как процесса воздействия на работников в интересах деятельности поставленных целей;
  • объекта управления, т.е. людей, техники, технологий на предприятиях;
  • субъекта управления (личность как кибернетическое устройство);
  • организация как сфера деятельности менеджера (планирование, мотивация, контроль, стиль управления).

Виды управления:

  1. Хозяйственное управление производственной, маркетинговой и кадровой службами.
  2. Техническое управление - управление техникой, технологиями, ремонт и профилактика машин, замена устаревшей техники и технологий, обучение персонала приемам и методам работы научной организации труда.
  3. Управление социально-психологическими вопросами, в основе работы которых заложен морально-психологический климат на предприятии, в коллективе, психологическое состояние отдельных работников, изменение социальных вопросов, повышение культурного уровня учащихся.

Это виды, присущие внутренним процессам на предприятии.

К внешней средне относят государственное управление и управление общественными организациями.

Один из видов менеджмента возник в результате научно-технического прогресса - "креативно-эвристический", который включает в себя отделы по разработке индивидуальных проблем, применение научных и технических открытий, изобретений, разработка программ для компьютерной техники и т.д.

К функциям менеджмента относят:

  1. Функция планирования - определение целей и задач предприятия, установление сроков реализации исполнителей.
  2. Организационная функция - создание организационной структуры, управление коммуникацией, обеспечение людей необходимыми средствами, документацией, информацией.
  3. Координирующая функция - это корректировка работы людей, трудовых операций, мотивации труда в зависимости от вложенного человеком в деятельность (качества и времени).
  4. Контроль как руководителя, так и исполнителя.

Функциональные особенности менеджмента делятся на производственные и управленческие.

Менеджер - это наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации.