ZuboLom.ru

Содержание и цели политики содействия экономическому росту

Поддержание экономического роста - одна из главных целей макроэкономической политики. Подавляющее большинство экономистов - независимо от того, к какой научной школе они относятся- , считают экономический рост благом для общества, поскольку он обеспечивает повышение благосостояния, занятости населения, разрешает бюджетные проблемы, проблемы необеспеченности, укрепляет национальную безопасность и т.п.

Главный вопрос, на который стремится ответить теория экономического роста, - как увеличить реальный объем ВНП в долгосрочном периоде. На краткосрочном интервале объем выпуска может быть и больше (фаза подъема), и меньше (фаза спада) под влиянием перепадов в уровне совокупного спроса. Но как увеличить реальный ВНП в условиях полной занятости, отодвинув вправо границу производственных возможностей данной экономиче-ской системы? Ответ на этот вопрос имеет практическое значение, т.к. его решение позволяет преодолеть ограниченность ресурсов, а значит, расширить возможность экономики удовлетворять потребности общества.

Переход к новому качеству экономического роста - росту на базе интенсивных факторов воспроизводства - возможен только в рамках экономики рыночного типа. Но, действуя в автономном режиме, механизм рынка не в состоянии сам по себе обеспечить переход к новому качеству роста. Поэтому вопросы экономического роста были, есть и еще долго будут зоной высокой активности государства.

Для содействия экономическому росту необходимо предоставить совокупному спросу возможность расти с такой скоростью, которая будет соответствовать темпу роста естественного уровня реального объема производства (совокупного предложения). Если допускается слишком быстрый рост совокупного спроса, то ускорятся инфляционные процессы в экономике, и это неминуемо приведет к ослаблению инвестиционной активности и замедлению - соответственно значению мультипликатора - экономического роста страны. С другой стороны, если совокупный спрос растет медленнее совокупного предложения, то неизбежно произойдет спад темпов роста ("рецессия роста").

Кейнсианская теория связывает экономический рост страны преимущественно с факторами совокупного спроса, используемыми в рамках экспансионистской политики. Неоклассики (в частности, "экономика предложения") - с факторами совокупного предложе-ния, подстегиваемого налоговыми и иными мерами. Используемые и в том, и в другом случаях инструменты нацелены уже не столько на сглаживание делового цикла в рамках политики краткосрочной стабилизации, приближение переломных точек "пика" и "дна" цикла к господствующему тренду, сколько на подталкивание самого этого тренда вверх в русле проводимой политики экономического роста, имеющей сугубо долгосрочную направленность. При этом существует несколько способов достижения некоторого заданного уровня или темпа роста совокупного спроса:

  1. экспансионистская бюджетно-налоговая политика в сочетании с ограничительной денежно-кредитной политикой;
  2. жесткая бюджетно-налоговая политика в сочетании с экспансионистской денежно-кредитной политикой.

Эти два сочетания мер экономической политики оказывают различное влияние на процентные ставки. При первом варианте ставка процента достаточно высока (что сдержива-ет инвестиции), а мягкость бюджетных ограничений на определенном этапе может спровоцировать ускорение инфляции - и это делает еще более сомнительным наращивание капиталовложений. При втором, гораздо более благоприятном варианте достигается более низкий уровень реальной и номинальной ставок процента. В результате расширяется объем реальных инвестиций. При этом ужесточение налоговой политики и политики государствен-ных расходов обычно препятствует слишком быстрому росту доли потребления и государст-венных расходов в структуре совокупного спроса (доля инвестиций в структуре ВНП повышается за счет потребительских расходов и государственных закупок). Исходя из этого можно заключить, что наивысший из возможных темпов экономического роста достигается в случае сокращения и, желательно, полной ликвидации дефицита государственного бюджета.

Большинство известных мировой теории и практике способов воздействия на экономический рост носит косвенный характер. Их назначение - сделать так, чтобы у каждого потенциального инвестора были:

  • стимулы вкладывать финансовые ресурсы (собственные и заемные), предпринима-тельский талант в развитие своей фирмы, причем в легальных и цивилизованных формах;
  • деньги, позволяющие реализовать данный интерес. Материальная же сторона инве-стиционного процесса, его обеспеченность кадрами предполагаются как само собой разумеющееся: таковы реалии рыночной экономики, где отсутствует хронический товарный дефицит. Не хватает, например, рабочей силы соответствующей квалификации внутри страны - обращение на мировой рынок труда. (Это, конечно, не исключает кратковременных сбоев в ресурсном наполнении инвестиционных потоков). Уже отсюда становится ясно, что накопленный передовыми государствами опыт регулирования экономического роста имеет ограниченную ценность для стран, лишь начавших переход к современным рыночным отношениям: что толку в налоговых стимулах инвестиционной активности, если господствует бартерный обмен и инвестиционные товары из-за развала машиностроительного комплекса свободно не купить даже при наличии финансовых ресурсов?

Экономический рост в рыночном хозяйстве обеспечивают механизмы, не имеющие к нему, казалось бы, никакого отношения:

  • антиинфляционное регулирование: каждый его успех, любое продвижение в направ-лении умеренной контролируемой инфляции одновременно работают и на экономический рост, приближают его новое качество;
  • антициклическая политика, направленная на преодоление нестабильности показате-лей экономической динамики;
  • эффективная антимонопольная политика, помогающая сломать угнетающие НТП механизмы;
  • политика перераспределения доходов, не допускающая заметного ослабления стиму-лов к инвестированию капитала и т.п.

Будучи результативными, действия государства оборачиваются сразу двумя эффек-тами: основным; побочным, связанным с ростом.