ZuboLom.ru

Пассивная политика занятости

Переходя к рассмотрению мер социальной защиты людей, пострадавших от безработицы (пассивной политики занятости), заметим, что и здесь крайне важна осмотрительность правительства - при определении форм и размеров социальной защиты (пособий по безработице, гарантированного минимума заработной платы и т.п.), а также способов ее распределения. Всякая социальная политика дает реальный эффект лишь в случае, если она строится на основе действительных экономических возможностей общества, исключая ускорение инфляции и рост институциональной безработицы (зарплата должна в любом случае оставаться главным стимулом к труду).

Государственная социальная помощь безработным должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того, к какому классу безработных относится человек: пособия по безработице не должны поступать ни к добровольным безработным, ни к представителям фрикционной безработицы. Их могут получать только вынужденные безработные.

Социальная поддержка безработных включает следующие меры:

  1. компенсации незанятым за потерю работы, которые в дальнейшем (в США через 26 недель) сменяются пособиями по безработице. Данное пособие получают лица, зарегистри-рованные на бирже труда, ведущие более или менее активный поиск работы, имеющие определенный стаж работы и вносившие соответствующее время страховые взносы. Фонд страхования по безработице формируется из 3 источников:

    • обязательные взносы предпринимателей в бюджет;
    • взносы работников;
    • средства налогоплательщиков, аккумулируемые в бюджете.

    Например, в Швеции пособия финансируются на 15% за счет страховых взносов работников, на 85% - за счет государственных средств, складывающихся из обязательных взносов предпринимателей и налоговых поступлений.

    Социальное пособие по безработице не обеспечивает прожиточного минимума. Его в силу ряда ограничений получают менее половины безработных. Срок получения его ограничен и размер может последовательно сокращаться.

  2. помощь по безработице. Во Франции - твердая ставка, в ФРГ - доля прежнего зара-ботка (56-58%). В США, Японии и многих других странах такая помощь отсутствует.
  3. Если безработные не получают ни пособие, ни помощь (или срок получения истек), то государство может выдать еще некоторые денежные средства, оплатить пользование безработными общественным транспортом, частично погасить квартплату и т.д.

Положительная сторона страхования по безработице заключается в том, что она создает у рабочих уверенность в получении определенного дохода. Кроме того, позволяя рабочим отказываться от непривлекательной работы, эта политика способствует установле-нию более точного соответствия между характеристиками рабочей силы и структурой рабочих мест (некоторые вакансии без привлечения дешевой рабочей силы иммигрантов просто невозможно заполнить).В то же время эмпирическими исследованиями доказано, что развитие системы страхования по безработице сопровождается ростом институциональной безработицы.

Исторический пример: безработица в Великобритании между двумя мировыми войнами постоянно находилась на высоком уровне - от 9 до 14% активного населения. Изучавшие ее причины экономисты Бенджамин и Кочин высказали идею о том, что одна из главных причин этого состоит в щедрых пособиях по безработицы. Аргументы:

  • увеличение выплат данных пособий с 1920 по 1938 гг. сопровождалось ростом уровня безработицы;
  • уровень безработицы среди подростков, которые получали меньшие пособия или вообще их не получали, был гораздо ниже, чем среди взрослого населения;
  • когда в 1932 г. пособия замужним женщинам были снижены, уровень безработицы среди них заметно упал.

Однако связь между размером пособий по безработице и уровнем безработицы является, скорее всего, взаимной, причем одно направление такой взаимосвязи отражает экономическую сторону проблемы (чем больше размер пособия, тем больше вероятность того, что безработный откажется от непривлекательного рабочего места, что способствует росту уровня безработицы), а другое - политическую сторону (чем выше уровень безработи-цы, тем большее воздействие она оказывает на политиков, склонных - особенно перед выборами - увеличивать размеры пособий).

Эмпирические исследования показывают, что по истечении установленного срока получения пособия вероятность нахождения безработным рабочего места резко возрастает. Эксперимент в штате Иллинойс в 1985 г. - состоявший в выплате вознаграждения в 500$ тем из безработных, которые найдут работу до истечения установленного срока выплаты пособия - подтвердил то интуитивно угадываемое обстоятельство, что страхование по безработице искусственно увеличивает ее уровень.

Поэтому экономисты, изучающие вопросы страхования по безработице, часто предла-гают пути реформирования этой системы для сокращения числа безработных. Одно из распространенных предложений состоит в требовании, чтобы фирма, увольняющая рабочего, уплачивала за него пособие по безработице в полном объеме. Внедрение такой системы стопроцентной компенсации позволило бы достичь соответствия между взносами каждой фирмы на страхование по безработице и масштабами безработицы, переживаемой ее собственными рабочими. Пока же большинство действующих программ основано на системе лишь частичной компенсации фирмой затрат правительства на выплату пособий по безработице.

В целом пассивная политика занятости является несравненно менее результативной, нежели активная, так как она нацелена не на устранение причин безработицы, а лишь на борьбу с ее следствиями. Показателем социальной неэффективности, например, пособий по безработице служит тот факт, что не менее 40 % средств в виде пособий получают те домохозяйства, чей средний доход более чем в 2 раза превышает прожиточный минимум для той или иной страны.

Соотношение между активной и пассивной политикой занятости весьма подвижно и детерминируется национальными традициями страны, исторически сложившимся в ней типом экономического строя, политическим выбором ее населения (через дебаты партий в парламентах) и адекватным той или иной модели государственного регулирования экономики компромиссом между фиаско рынка и фиаско государства. Так, если в Канаде пропорция между затратами государства на проведение активной политики на рынке труда и его средствами, направляемыми на выплату пособий по безработице, составляет 1 : 2,5, в Великобритании 1 : 1,2, в США 1 : 1, то в Швеции 4,5 : 1. Соответственно различается и доля валового продукта, направляемая на осуществление активной политики занятости, которая варьируется от 2-3 % в Швеции до 0,2 % в Австралии.