ZuboLom.ru

Варианты антиинфляционной политики

Экономика многих стран мира в послевоенный период оказалась пораженной вирусом инфляции. Одной из них была Япония, ежегодный рост цен в которой превышал в этот период 500%. Однако уже к 1951 г. инфляция была приостановлена правительством. Это было достигнуто за счет следующей комбинации мер:

  • формирование двухуровневой банковской системы и установление контроля центрального банка за денежной массой; проводя дефляционную политику, банк без какой бы то ни было денежной реформы изъял из обращения свыше 15% денежной массы;
  • установление положительного процента по вкладам в банковскую систему, что, обеспечив рост предельной склонности к сбережению, привело к ограничению текущего потребительского спроса и одновременно расширило объем инвестиций в национальную экономику;
  • балансирование государственного бюджета за счет резкого сокращения непроизводительных расходов (прежде всего военных и на содержание госаппарата);
  • проведение аграрной реформы: мгновенная распродажа государственной земельной собст-венности в частные руки за символическую плату крестьянам-фермерам;
  • решительная демонополизация экономики, роспуск огромных монополий и формирование тем самым конкурентной среды;
  • выделение приоритетных отраслей промышленности, которые получали льготные кредиты, в то время как другие отрасли могли опираться лишь на собственные силы;
  • введение внутренней конвертируемости иены по принципу: получил валюту на внешнем рынке - продай по установленному курсу в банк; нужна валюта для импорта - покупай по курсу в банке.

Как видим, антиинфляционное регулирование японской экономики производилось лишь при весьма незначительном использовании монетаристских мер (в их современном понимании).

В США и Великобритании борьбу с инфляцией в 80-е гг. проводили консервативные прави-тельства. Однако их антиинфляционная политика тоже не может быть оценена как сугубо монетаристская. Теоретическая основа: немного монетаризма, немного кейнсианства и много "экономики предложения". Иначе говоря, это была политика здравого смысла.

Ядром "рейганомики" - экономической политики в США, проводимой в 1981-88 гг. - была антиин-фляционная программа. Лишь в первом, по сути предвыборном варианте "рейганомика" тяготела к монетаризму: предполагалось сократить размеры социальных и хозяйственных государственных расходов, ликвидировать дефицит госбюджета (к 1983 г.), проводить жестко ограничительную денежно-кредитную политику. Но даже здесь наблюдалось отступление от монетаристских принципов, поскольку наряду с другими ставилась задача поддержки и стимулирования производства (прежде всего налоговыми инструментами). Причина: "рейганомика" была непосредственно нацелена на преодоление не инфляции, а стагфляции, для чего требуется и преодоление высокой безработицы.

Основные меры:

  1. налоговое стимулирование производства и сбережений (по рецептам "экономики предложения"). Предоставление и других льгот частному бизнесу: ускоренная амортизация, стимулирование затрат на науку, смягчение экологических стандартов.
  2. сокращение государственных расходов, проводимое, однако, вполне реалистично. После некоторых колебаний произошел отказ (в русле кейнсианства) от сокращения ряда социальных и хозяйственных расходов (фундаментальной науки, например) и даже обозначилось резкое увеличение военных расходов правительства. Результатом явились фактический отказ от ликвидации или даже смягчения дефицита федерального бюджета и постановка задачи лишь сдерживания его "чрезмерного роста". Размер дефицита бюджета в период президентства Рейгана оказался и абсолютно, и относительно рекордным. Забота о снижении государственного долга тем самым перекладывалась на будущие поколения - однако в дальнейшем и Буш, и Клинтон не стали проводить эти непопулярные меры. Как следствие, высокий дефицит федерального бюджета является устойчивым структурным элементом экономического развития США, что ставит на третье место после социальных и военных расходов затраты на обслуживание государственного долга.
  3. блокирование инфляционного влияния дефицита федерального бюджета, которое было достигнуто путем его покрытия за счет средств денежного рынка, т.е. прежде всего за счет привлечения сбережений населения и предпринимательства (при отсутствии чрезмерной денежной эмиссии).
  4. повышение процента по государственным облигациям. У этой меры есть немалые отрицательные последствия, связанные с эффектом вытеснения. Однако она в то же время способствовало притоку в страну значительных капиталов из других стран и росту инвестиций в американскую экономику.
  5. отказ уже в 1982 г. от жестко ограничительной денежно-кредитной политики. Выяснилось, что монетаристские меры порождают чрезмерный спад и высокую безработицу. И это привело к переходу от "рейганомики - 1" к "рейганомике - 2". Смягчение денежно-кредитной политики опиралось на 2 теоретических подходах:

    • на кейнсианских идеях о стимулирующем воздействии такого смягчения;
    • на монетаристской оценке существования 1,5-2-годового лага между началом подобной политики и проявлением ее инфляционного эффекта.

  6. серия мер по укреплению конкурентно-рыночного климата в стране: всемерная либерализация внешней и внутренней экономической деятельности, отказ от поддержки мало конкурентоспособных отраслей, включая и защиту их от международной конкуренции и др. Это оказало заметное понижательное давление (в том числе со стороны дешевого импорта) на уровень цен внутреннего рынка США.

Усилиями администрации Рейгана стагфляция в США была успешно преодолена. Результатом проводимой политики явилось сочетание стабильно ползучей инфляции и умеренной безработицы, а также ускорение научно-технического прогресса и роста производительности труда. Правда, справедливости ради, необходимо заметить, что этому в значительной мере способствовал благоприятный шок предложения как следствие улучшения ситуации на мировом рынке энергоресурсов.

В связи с этим следует подчеркнуть, что и сегодня антиинфляционная профилактика западной экономики производится в значительной мере за счет ввоза дешевых энергоносителей и металлов из России. В 1992-93 гг. в странах "большой семерки" проявлялся поразительно низкий уровень инфляции: в каждой из них проявился в той или иной степени экономический спад, который, однако, не перешел в характерную для кризисов 70-80-х гг. стагфляцию. Спровоцированный крупномасштабным спадом российской экономики импорт энергоносителей и металлов породил резкое падение цен на эти товары. Мировой рынок базовых товаров раскололся на 2 части: цены на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности поднялись, а цены на металл и энергию снизились. Так, с 1991 по 1993 г. цена на медь упала на 21%, свинец, никель, нефть - на 30%.

Серьезные отступления от монетаристских рецептов рельефно обозначились и в сходной по своим приоритетам антиинфляционной политике М. Тэтчер. Далеко не случайными стали резкие критические замечания в адрес Рейгана и Тэтчер со стороны М. Фридмена. Но экономические успехи США и Великобритании в 80-е гг. показывают бесплодность монетаристской критики.

Среди латиноамериканских стран только в Боливии и Чили успех антиинфляционного регули-рования был достигнут за счет преимущественного использования ортодоксально-монетаристских методов, и только в Чили после этого проявилось общее благоприятное развитие экономики. Д. Сакс, являвшийся главным консультантом по проведению экономической политики в Боливии, отмечал: "Если позволить себе быть циничным, то надо констатировать следующее: Боливия привыкла быть нищей стра-ной, страдающей от гиперинфляции; теперь же она стала нищей страной, но без гиперинфляции".

Меры борьбы с инфляцией в Боливии:

  • конфискационная денежная реформа (в августе 1985 г.);
  • сокращение государственных расходов и увеличение налоговых поступлений;
  • регулярная девальвация национальной валюты с целью стимулирования экспорта и содействия тем самым росту промышленного производства.

Но результаты данной политики оказались мизерными, к какому-либо процветанию экономики они не привели.

В Чили же наряду с монетаристскими в целях борьбы с инфляцией использовались и другие меры, в частности:

  • длительное установление фиксированного курса обмена национальной валюты;
  • активная государственная поддержка благоприятных структурных сдвигов в экономике.

Элементы монетаристских подходов применялись и в других латиноамериканских странах. Так, в Аргентине и Перу были проведены конфискационные денежные реформы. В Аргентине к тому же происходил переход от полной индексации доходов к частичной. Но эти шаги к успеху не привели - прежде всего, из-за большой роли инфляции издержек. И только переход к гетеродоксно-немонетаристским методам - особенно политике доходов (при сохранении жестких монетаристских ограничений) привел к тому, что Мексика в конце 80-х гг., Перу и Аргентина - в начале 90-х гг. перевели гиперинфляцию в режим умеренной галопирующей инфляции.

Гиперинфляция в конце 80-х гг. поразила и экономику Никарагуа. Индекс роста цен составлял за период 1987-1990 гг. в среднем 11726 % в год, а в 1988 г. - 33654 %. Главными инфляционными факторами были огромный бюджетный дефицит, возникший в основном из-за финансирования возросшего государственного сектора, а также инфляционные ожидания, выразившиеся в долларизации экономики.

Попытка денежной реформы первоначально ни к чему не привела: через 2 года потребность в ней созрела снова. И тогда правительством была использована другая форма реформирования денежной системы: не замена старых денег на новые, а их параллельное функционирование. При этом новая денежная единица жестко привязывалась к доллару через обменный курс 1:1 (для чего сознательно допускалась инфляция 4-5% в год - как и в США).

Наряду с этой антиинфляционной мерой произошел пересмотр всех налогов, уменьшение их ставок при расширении налоговой базы. Была введена единая налоговая ставка для всех предприятий.

Таким образом, основой антиинфляционного механизма в Никарагуа явились налоговая политика и денежная реформа.