ZuboLom.ru

Цели и ограничения антиинфляционной политики

Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику: комплекс мер по гашению этого негативного процесса.

Необходимыми условиями результативности данной политики выступают:

  1. Постановка наукой на основе детального анализа имеющегося массива фактической информации правильного "диагноза", то есть вскрытие глубинных причин повышения общего уровня цен. При этом наиболее значимым является заключение, столкнулась ли страна на данном этапе ее развития с проявлениями инфляции спроса или же, напротив, в ней интенсивно проявляется инфляция издержек.
  2. Наличие таких финансовых и денежных властей (Минфина и центрального банка), которые тесно координируют свою деятельность, твердо придерживаются курса на последовательное искоренение неуправляемой инфляции и к тому же ставят во главу угла проводимой ими антиинфляционной политики денежно-кредитные регуляторы. Лишь отвечающие данным критериям властные структуры в любом случае не станут наводнять экономику излишней денежной массой - в ответ, например, на требования оппозиционно настроенных социальных групп.
  3. Комплексность и многозвенность антиинфляционного механизма, который не может сводиться к одному лишь ограничению денежной массы в стране. Конечно, инфляция, прежде всего, денежное явление. Но, зародившись на денежном рынке, она поражает другие части экономического организма. А потому в случае, если инфляционная болезнь запущена, одной только нормализацией денежного оборота не обойтись. В этом весьма типичном случае становятся необходимыми также проведение соответствующей фискальной политики (связанной с лечением общегосударственных финансов), стимулирование инвестиционного процесса, укрепление конкурентных начал, ограничение потребительских расходов и т.п.

Вопросом выбора является вопрос: ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней? В некоторых странах (США, Великобритании и др.) на государственном уровне ставится первая задача. Некоторые другие ограничиваются разработкой комплекса адаптационных мероприятий, в ходе которых той или иной степени индексации подлежат заработная плата, пенсии, пособия, ставки процента, инвестиционные расходы фирм (включая амортизационные отчисления) и т.п. Эти меры касаются не причин и механизмов инфляции, а лишь ее последствий. Причем следует учитывать, что они способны и усилить инфляционные процессы. Поэтому их нельзя, вообще говоря, относить к антиинфляционной политике. Едва ли оправданно относить к ней и решение объективно вызывающих инфляцию бюджетных проблем через построение государством разного рода финансовых "пирамид" и выпуск краткосрочных государственных ценных бумаг. Мало того, что форсированная эмиссия ГКО в нашей стране породила феномен отложенной на будущее (после августа 1998 г.) инфляции. Следует учитывать и то резонно отмечаемое Н. Шмелевым обстоятельство, что "реальная цена денег в результате массированного выпуска ГКО открыто и сразу поднялась до заоблачных высот. А какая, строго говоря, разница, на что выросли цены - на спички, на мыло или на кредит в банке?".

Встречается и некий третий вариант - тотальный административный контроль над ценами. Однако монетаристами наиболее ожесточенной критике подвергаются любые попытки затормозить инфляцию с помощью разнообразных форм государственного контроля над доходами и ценами. М. Фридмен полагает, что "намного больше вреда приносят меры по сдерживанию инфляции, нежели сама открытая инфляция". И, действительно, тотальный контроль над ценами и доходами - это не решение проблемы инфляции, которая в этом случае просто переходит в подавленную форму, победить которую маловероятно. Таким образом, критерием подлинно антиинфляционных мер является их воздействие на глубинные причины и механизмы инфляции.

Иллюзией представляется позиция, в соответствии с которой возможна, якобы, полная и окончательная победа над инфляцией. Ведь для решения этой задачи требуется устранение всех причин инфляции, целиком разрушить все ее механизмы (необходимо постоянно поддерживать баланс доходов и расходов государственного бюджета, структурную сбалансированность воспроизводства, ликвидировать монополизм и т.п.). Так, накопив значительный государственный долг, правительство оказывается в инфляционной ловушке, поскольку его обслуживание становится все более весомым компонентом государственных расходов, воспроизводящим бюджетный дефицит. Инфляция не посещает страну лишь в случае, если инвестиционный спрос фирм оказывается в ней не больше, чем отложенные домохозяйствами сбережения. В противном случае в экономике, как известно, складывается ситуация "инфляционного разрыва" сбережений и инвестиций, толкающая цены вверх. Стремясь не допустить инфляции, правительство не должно чрезмерно облагать домохозяйства налогами излишне активно вторгаться в сферу перераспределения доходов - иначе сбережения населения окажутся опять-таки ниже инвестиционного спроса. Между тем напряженная социально-экономическая и политическая ситуация в стране в определенный момент вполне может подвигнуть власти к осуществлению интенсивных перераспределительных процессов с их неизбежными инфляционными последствиями.

Полная остановка инфляции к тому же имела бы и негативные последствия. Это означало бы отказ от антициклического регулирования экономики, от использования инструментов экспансионистской монетарной политики для стимулирующего воздействия на процентные ставки, курсы акций, инвестиции, объем производства. Но там, где политика краткосрочной стабилизации все же проводится, неотвратимо проявляется ее инфляционный эффект. Инфляция неизбежна и в связи с межстрановыми перемещениями капиталов в погоне за более высокой ставкой процента: там, где эта ставка более высока (например, из-за большого дефицита госбюджета), предложение денег - а значит, и уровень инфляции - относительно высоки. К тому же нельзя полностью исключить и вероятность ошибочных действий центрального банка при установлении допустимых пределов роста денежной массы на перспективу в рамках политики таргетирования. Инфляция неизбежна и в связи с тем, что для ее прекращения необходимо отсутствие у населения инфляционных ожиданий. Нужны люди со здоровой рыночной психологией, которые, замечая повышение общего уровня цен, уверены в их последующем сокращении в вязи с действием эффекта Пигу.

Таким образом, инфляционная болезнь неизлечима: современная экономика, основанная на бумажно-денежном обращении, инфляционна по самой своей сути. Поэтому при постановке целей антиинфляционной политики правительство по сути дела указывает лишь стратегический ориентир, тот горизонт, который удаляется по мере к нему приближения. Борьба с инфляцией - не политическая программа, рассчитанная на определенный срок (о реализации которой предполагался бы строгий отчет), а бессрочная, повседневная обязанность государства, его постоянно выполняемая функция, Реальная цель властей состоит лишь в том, чтобы сделать инфляцию умеренной, сбалансированной, прогно-зируемой, а значит, и контролируемой.