ZuboLom.ru

Монетаристская денежная политика. Уравнение Фридмена

Кейнсианская денежная политика опирается на представление о том, что спрос на деньги является нестабильным и непредсказуемым. Потребность в деньгах (особенно спекулятивный спрос на них), зависит и от субъективных факторов. В этих условиях непосредственное регулирование денежного предложения, по мысли Кейнса, является бессмысленным. Только процентная ставка способна уравновешивать спрос и предложение денег.

Монетаристы же считают, что спрос на деньги в долговременном аспекте стабилен, а его динамика вполне может быть предсказана. С точки зрения монетаристов кейнсианская функция спроса на деньги характеризует только краткосрочные колебания денежного рынка. Если же брать длительную перспективу, то спрос на деньги определяется иначе. В этом пункте монетаристы полагаются на эффект американского экономиста И. Фишера. Смысл его состоит в следующем. Если государство прибегает к денежной экспансии, то в результате роста денежного предложения произойдет временное сокращение процентных ставок. Однако параллельно с этим усиливается инфляционный процесс. Он воздействует на ожидания субъектов экономической системы, которые, планируя рыночные решения, основываются на последнем инфляционном опыте и рассчитывают на очередное расширение денежной массы и темпа роста цен. Это порождает увеличение спроса на деньги, что через определенное время приводит к повышению процентных ставок. В конечном счете, устанавливается норма процента, уравновешивающая денежный рынок. Теперь для того, чтобы все-таки достичь своей цели (снизить ставки процента), государству надо вызвать денежный шок, резко и неожиданно увеличив денежное предложение. И пока не перестроятся инфляционные ожидания (ориентирующиеся временно на прежний темп роста инфляции), процентные ставки будут снижаться. Но когда в инфляционных ожиданиях будут учтены последняя денежная инъекция и предстоящий скачок инфляции, спрос на деньги снова подскочит, и процентные ставки пойдут вверх опять-таки к уровню равновесия (который определяется, прежде всего, уровнем национального дохода и уровнем ожидаемой инфляции).

Таким образом, эффект Фишера (подтвержденный эконометрическими разработками, когда сравнивались значения процентных ставок, спроса и предложения денег на достаточно длительных временных интервалах) состоит в том, что в долгосрочном плане денежная политика не влияет на процентные ставки. Желаемый населением денежный запас составляет некоторую устойчивую долю номинального ВНП. Задача денежно-кредитного регулирования состоит в поддержании стабильного предложения денег Ms в соответствии со спросом на них. Стабилизация темпов роста Ms, решительный отказ от его сокращения - единственная цель денежно-кредитной политики, достижение которой гарантирует устойчивый экономический рост.

Условие долгосрочного равновесия денежного рынка (уравнение или денежное правило Фридмена):

ΔMs = ΔY + ΔPе

где
ΔMs - предписываемый ежегодный темп прироста денежного предложения;
ΔY - исчисленный за длительный период среднегодовой темп прироста реального ВВП;
ΔPе - темп ожидаемой инфляции.

Данное уравнение получило также название основного денежного закона монетаризма или правила икс-процента. В соответствии с ним главным фактором устойчивого экономического роста является поддержание постоянного во времени (независимо от динамики и циклических колебаний рыночной конъюнктуры) икс-темпа роста предложения денег, равного сумме темпов роста реального национального дохода и ожидаемой инфляции. Накладывая ограничения сверху на рост денежной массы, монетаристы не считают целесообразным ее сокращение - во избежание экономического спада в стране как следствия дефицита платежных средств. Поэтому резкая демонетизация российской экономики, проявившаяся в середине 90-х гг., строго говоря, не может быть объяснена монетаристскими уравнениями.

По утверждению М. Фридмена, в 30-е гг. ФРС допускала грубейшие ошибки: не обеспечив стабильного прироста денежного предложения (нарушив приведенное выше уравнение), она предопределила наступление Великой депрессии. Эмпирические данные и в послевоенный период подтверждали взгляды Фридмена. В этот период спрос на деньги оставался относительно стабильным. Однако в 70-80-е гг. ни одна система уравнений монетаристов не смогла достаточно точно предсказать изменение денежной массы. И монетаристы вынуждены были признать изменение функции спроса на деньги под влиянием инфляции: с ее усилением спрос на деньги повышается.

Однако позиции монетаристов и по сей день крепки, и потому не случайно в последние десятилетия произошли серьезные изменения в денежно-кредитной политике многих государств. Центр тяжести в перенесен с традиционного кейнсианского ориентира - динамики процентной ставки - на изменение величины и темпов роста денежной массы. В ряде стран (США, ФРГ, Англии, Канаде, Японии) еще в 70-е гг. было введено таргетирование (target - цель) денежной массы. А пионером в реализации данной политики в 1974 г. выступил центральный банк Германии - Бундесбанк. При этом формы проведения политики таргетирования в различных странах оказались не идентичными. В одних государствах рассчитанный норматив прироста денежного предложения носит лишь прогнозно-рекомендательный характер, в других жестко задается точная контрольная цифра прироста по одному или нескольким денежным агрегатам, в третьих устанавливается так называемая "вилка", то есть максимальный и минимальный пределы роста денежной массы на предстоящий период, между которыми банку законодателями предоставляется возможность оптимизировать текущее состояние денежной массы по тому или иному критерию. Установление подобной "вилки" и ее расширение (не приветствуемое, кстати, монетаристами) косвенно подтверждает факт вступления национальной экономики в стадию неустойчивого, трудно поддающегося прогнозу развития. Серьезно не подрывая доверия к проводимой центральным банком монетарной политике, такая гибкая форма таргетирования вместе с тем позволяет государству оперативно реагировать на неожиданные конъюнктурные перепады в спросе на деньги, ценах на экспортируемые страной товары, колебания валютных курсов, изменившиеся требования внешних кредиторов и т.п.

Но в любом случае при осуществлении краткосрочной денежной политики (воздействии на процентные ставки) необходимо выполнение следующих двух условий:

  1. Ms < Msn (недопустимо попадание в ликвидную ловушку);
  2. краткосрочная денежная тактика допустима только в рамках долгосрочной денежной стратегии: основной обязанностью государства становится ΔMs = ΔY + ΔP.

Например, если ΔMs = 20, а в стране два года денежная масса росла по 25% в год, то в третьем году необходимо жестко ограничить ее динамику 10%-ным барьером. Но, с другой стороны, недопустимо и чрезмерное сжатие денежного предложения, игнорирование реально существующего спроса на деньги, как это происходило в России 90-х гг.

Уравнение Фридмена совершенно не учитывалось центробанком нашей страны, доведшим коэффициент монетизации (отношение денежной массы к ВВП) до 12-15% вместо обычных для зарубежных стран 70-100%. Н. Шмелев недоумевает: "Наверное, отец "монетаризма" М. Фридмэн каждый раз скрежещет зубами, когда слышит о своих якобы последователях в России. Превратить огромную страну в царство всеобщих неплатежей, загнать ее в "каменный век" натурального обмена, подорвать все основы нормального денежного обращения ... и после этого называться "монетаристами". То есть, по-русски говоря, "денежниками"? Звучит это все-таки странно".

Итак, в отличие от кейнсианцев, провозглашающих дискреционную денежно-кредитную политику, монетаристы доказывают преимущества твердого курса в ее осуществлении - поддержания постоянных темпов роста предложения денег. В случае отсутствия колебаний в динамике Ms как источника всех крупных колебаний деловой активности гарантируется стабилизация показателей объема производства и занятости.

Опираясь на правило икс-процента, монетаристы разработали довольно жесткий регламент проведения экономической политики государства. Входящие в него положения напоминают законодательные акты, "запрещающие" формы и методы экономической политики, не соответствующие основному денежному закону, и "разрешающие" - те, что ему не противоречат. В мировой экономической науке совокупность таких положений называют "денежной конституцией" монетаризма, в которую наряду с основным законом входят и другие статьи:

  • отвергаются любые формы использования денежной политики для финансирования бюджетных дефицитов, если они вызывают колебания денежной массы, неадекватные требованиям основного денежного закона;
  • налагается запрет на денежное регулирование процентных ставок (по рекомендациям кейнсианцев);
  • в обязанности государства закладывается устранение любого нерыночного и неденежного влияния на цены, что означает разрешение применять только монетаристские средства антиинфляционного регулирования экономики и т.п.

Любые действия государства, не согласующиеся с "денежной конституцией", расцениваются как необоснованное вмешательство в свободное функционирование денежного рынка. Так как в монетаристской теоретической конструкции денежный рынок является ведущим, в его деформации усматриваются причины негативных процессов на всех остальных рынках. Соответствующая же "конституции" денежная политика позволяет превратить реальную инфляцию в полностью ожидаемую, способствует установлению естественной безработицы, общей стабилизации экономики.

В этих рассуждениях, безусловно, есть резон, но большинство экономистов не считают их безупречными. Так, теория предложения выступает против монетаристской абсолютизации долгосрочного денежного регулирования. М. Фелдстайн отмечал, что сама по себе денежная политика, даже если она строится в полном соответствии с регламентом М. Фридмена, отнюдь не гарантирует свободного действия рыночных механизмов, если это действие нарушается несовершенством налоговой системы. Точка зрения кейнсианцев: стабилизация совокупного спроса за счет поддержания неизменных темпов роста денежного предложения осуществима лишь при постоянной скорости обращения денег. Однако эта скорость не является таковой. А потому целесообразно изменять темпы роста Ms в соответствии с состоянием экономической конъюнктуры (Q), со скоростью оборота денег (V).