ZuboLom.ru

Дискреционная фискальная политика

Дискреционная фискальная политика проводится правительством путем сознательного манипулирования ее инструментами - налогами и государственными расходами с целью стимулирования экономического роста, обеспечения занятости и контроля над инфляцией. Конкретными орудиями данной политики выступают: правительственные закупки, общественные работы, государственные инвестиции, социальные программы, изменение трансфертных расходов, управление налоговым гнетом. При этом разделение данных взаимосвязанных инструментов относительно: например, организация общественных работ немыслима без направления в эту сферу определенных государственных инвестиций, а любые трансфертные программы требуют корректировки налоговой политики государства.

Одними из важнейших инструментов дискреционной фискальной политики являются налоговые льготы, а также налоговые кредиты - предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей на определенные цели. Используемый в США с 1962 г. инвестиционный налоговый кредит фактически означает участие государства в финансирова-нии инвестиций частного сектора. Он имеет здесь следующие основные формы:

  • регулярный налоговый кредит: вычет из налоговых обязательств корпораций, осуществ-ляющих инвестиции в новое оборудование, в процентном отношении к сумме данных вложений. Размер подобных вычетов зависит от степени приоритетности той или иной отрасли, срока службы оборудования, размера инвестиций. Наиболее существенное влияние такой кредит оказал на производство ЭВМ, в котором благодаря этому наблю-дался резкий взлет инвестиционной активности;
  • налоговый кредит на реставрацию старых зданий (прежде всего имеющих историческую ценность);
  • энергетический налоговый кредит, который поощряет сокращение потребления электроэнергии или изменение типа используемой энергии (от солнечных, земных, океанских и других нетрадиционных источников);
  • налоговый кредит на работы в сфере НИОКР;
  • налоговый кредит предпринимателям, принимающим на работу молодежь, ветеранов войн, инвалидов, лиц после заключения и т.п.

Существуют и не возвращаемые налоговые кредиты - например, скидка на налоги, уплачиваемые корпорациями за рубежом. В таком случае налоги уплачиваются лишь один раз - иностранным правительствам, что стимулирует перелив капитала в страны с низкими налогами на прибыль.

Общая сумма налоговых льгот в США называется "налоговыми расходами бюджета". В настоящее время в этой стране реализуется около сотни программ "налоговых расходов" (особенно они распространены в военно-промышленном комплексе) - обычно расширяющихся в условиях экономического спада (и с трудом сокращающихся при наступлении подъема).

Дискреционная фискальная политика в кризисный период наряду с сознательным сокращением налогов и наращиванием государственных расходов предполагает также проведение политики ускоренной амортизации. Ее антициклический эффект состоит в следующем: государство увеличивает нормы списания основного капитала в размерах, значительно превышающих его действительный износ - возрастает спрос на современное оборудование- расширяется емкость рынка продукции машиностроения - происходит развитие всех связанных с ним отраслей экономики. Политика ускоренной амортизации относится сегодня к числу мощных инструментов стимулирования инвестиционной активности и наращивания занятости населения в наиболее приоритетных отраслях национальной экономики в условиях нисходящей и низкой экономической конъюнктуры. Используя ускоренное амортизационное списание основного капитала в качестве средства антикризисного регулирования воспроизводства, правительство фактически законодательно разрешает фирмам укрывать в необлагаемых налогами амортизационных фондах (при условии последующего направления на инвестиции - на иные цели использовать данные средства запрещается) значительную долю получаемой ими прибыли, отказываясь при этом от немалых налоговых поступлений в государственный бюджет.

Поэтому нельзя не заметить, что у политики ускоренной амортизации имеются нема-лые социально-экономические издержки. Повышая нормы списания основного капитала и требуя их неукоснительного соблюдения всеми фирмами (независимо от того, функциони-руют они в государственном или частном секторе), государство тем самым взвинчивает издержки производства соответствующих товаров и услуг, а значит, и их цены. Определен-ные инфляционные последствия имеет и сокращение налогооблагаемой базы в связи с исключением из нее той части прибыли предприятий, которая искусственно перемещается в амортизационные фонды. Возрастающий вследствие этого бюджетный дефицит выступает дополнительным фактором роста общего уровня цен. Таким образом, амортизационная политика государства изменяет структуру совокупного спроса и структуру ВНП: при повышении инвестиционного спроса фирм происходит некоторое сжатие потребительского спроса домохозяйств на подорожавшую продукцию. И еще неизвестно, каким окажется суммарное влияние ускоренной амортизации на совокупный спрос. Однако следует учитывать, что речь в данном случае идет об экономике, находящейся в ситуации экономического спада, а значит, достигающей равновесия на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения, на котором угрозой инфляционного всплеска цен можно в значительной мере пренебречь. Однако данная угроза может внезапно стать реальной в случае, если политика ускоренной амортизации перестанет быть временным явлением и будет пролонгирована в условиях повышательной экономической конъюнктуры.

Рассмотрим теперь в качестве инструмента дискреционной фискальной политики правительственных расходов. При нулевом торговом балансе совокупные расходы состоят из расходов домохозяйств, фирм, государства на приобретение материальных благ и услуг.

правительственные расходы

Биссектриса характеризует то состояние национальной экономики, при котором весь ВНП потреблен домохозяйствами, фирмами и государством. Если спрос равен С (то есть отсутствуют I и G), то ВНП = ОА. Если к нему добавляется частный инвестиционный спрос I, то ВНП = ОВ. Если же, наконец, совокупный спрос увеличится еще в связи с государствен-ными закупками G, то ВНП = ОЕ.

Таким образом, увеличение государственных расходов, как и рост частных расходов, вызывает приращение валового национального продукта. При этом существует эмпириче-ское подтверждение значительно меньшей эффективности наращивания трансфертных расходов правительства сравнительно с его расходами на государственные закупки (трансформационными тратами). К тому же важно, чтобы рост государственных расходов финансировался не за счет увеличения налогов (что неминуемо привело бы к сокраще-нию ВНП в той или иной степени), а за счет увеличения бюджетного дефицита, то есть путем дефицитного финансирования. Рестриктивная же фискальная политика приводит к смещению точки макроэкономического равновесия левее точки Е.