ZuboLom.ru

Модели антициклического регулирования экономики

Антициклическое регулирование экономики имеет долгую, противоречивую историю, в которой представлены и успехи, и разочарования. Оно проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом и - независимо от него - Стокгольмской школой. Цель антициклического регулирования усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения (считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором). В дальнейшем в антициклическом регулировании стало использоваться и воздействие на совокупное предложение.

Все современные концепции антициклического регулирования тяготеют к одному из двух ведущих направлений:

  1. неокейнсианскому, опирающемуся на взгляды Дж. Кейнса;
  2. неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы.

Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса и ставит целью воздействие на народное хозяйство в целом (макроэкономический подход). Второе - на регулирование совокупного предложения и создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономический подход). При сглаживании цикла неокейнсианцы уделяют наибольшее внимание бюджетно-налоговой политике. Неоконсерваторы тоже признают важную роль налогов (особо подчеркивая полезность их снижения, которое порождает рост деловой активности), но в целом они рассматривают бюджетно-налоговую политику как дополнение к гораздо более результативной, по их мнению, политике кредитно-денежной. Впрочем, экспансионистскую политику "дешевых денег" в целом поддерживают и кейнсианцы (при традиционной критике ими рестриктивной политики "дорогих денег", вызывающей безработицу), поскольку финансирование рекомендуемого сторонниками теории Кейнса в период экономического спада бюджетного дефицита требует направления дополнительных денег в обращение.

Антикризисное регулирование экономики США в период Великой депрессии было построено фактически уже по кейнсианским рецептам. Преодоление этого наиболее глубокого для рыночной экономики кризиса в рамках так называемого "Нового курса" Рузвельта было достигнуто, в частности, за счет:

  • принятия законов о страховании по безработице, социальном обеспечении, которые были направлены на стимулирование потребительского спроса домохозяйств. На это же были нацелены программы создания новых рабочих мест путем организации общественных работ;
  • законодательного введения системы федерального страхования банковских депозитов, стимулирующей привлечение сбережений граждан в кредитную систему страны и тем самым наращивание инвестиционного спроса фирм;
  • разработки и реализации Федеральной программы поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию, которая препятствовала банкротству фермерских хозяйств, в том числе за счет наращивания государственного спроса на их продукцию при угрозе падения цен на рынке, а также посредством предписываемого и субсидируемого государством сокращения производства продовольственных товаров;
  • снижения бремени долгов на 40% путем обесценения доллара (легче отдать долги обесценившимися деньгами - уменьшение количества банкротств и возможной безработицы);
  • содействия образованию монополий, означающего во многих случаях принудительное картелирование. В условиях кризисного падения цен лишь крупные предприятия сохраняют возможность получения прибыли путем сокращения издержек производства.

В 50-60 г.г. в США и многих других странах продолжалось стимулирование экономического роста, в основном ориентированное на кейнсианские рецепты. Смена же господствовавшей в мире кейнсианской модели антициклического регулирования в 70-80 гг. во многом была вызвана обозначившейся в этот период стагфляцией, которая проявилась в сочетании повышения общего уровня цен, снижении объема национального производства и занятости.

С 30-х г.г. во время спада использовались увеличение государственных расходов и одновременно сокращение налоговых изъятий, а также экспансионистская денежно-кредитная политика. Поскольку государство полагалось в основном на инфляционные методы антициклического регулирования, то во многих странах оказались расшатанными денежные системы, возникли хронические бюджетные дефициты, а рост цен стал постепенно выходить из-под контроля. А неуправляемая инфляция ослабляет действенность экономических регуляторов, делает неуправляемым все народное хозяйство. Бюджетные трудности вызывают необходимость выпуска государственных ценных бумаг и роста процентных выплат по ним, а значит, увеличения государственного внутреннего долга (в начале 80-х гг. он составил в промышленно развитых странах 10 трлн. дол.). Подобные размеры бюджетного дефицита и государственного долга вместе с нарастающей инфляцией должны были в определенный момент побудить правительства отойти от сугубо кейнсианских рецептов краткосрочной стабилизации. К тому же характерная для инфляционной экономики неопределенность величины прибыли порождает вялость инвестиционного процесса даже в фазе подъема. На рубеже 70-80-х гг. в мире проявились резкое замедление темпов экономического роста, возросла безработица, проявился спад деловой активности.

Как следствие, к власти в большинстве развитых стран пришли неоконсерваторы, которые перенесли акцент на кредитно-денежные инструменты антициклического регулирования. В сфере же бюджетно-налогового регулирования экономической конъюнктуры они подчеркнули необходимость резкого сокращения государственных расходов. По мнению монетаристов, бюджет не может быть инструментом серьезного государственного регулирования по причине существенных дефицитов. В этих условиях инфляционные методы антициклического регулирования (денежная экспансия и наращивание бюджетных расходов) ушли в прошлое, уступив место стимулирующей налоговой политике. Причем основной расчет делался на устойчивое сокращение налогообложения прибыли, расходуемой в целях накопления, что повышает спрос на инвестиционные товары. Выступая против "государства благосостояния", неоконсерваторы доказывали, что высокие налоги губительно влияют на экономическое развитие. Но если в 50-60 гг. уменьшение ставок налогов и степени прогрессивности налоговой шкалы рассматривалось кейнсианцами как способ расширения совокупного спроса, то в 80-е гг. формально те же меры оцениваются неоконсерваторами как метод увеличения совокупного предложения.

Особенность экономических циклов последних десятилетий - их синхронизация в связи с интернационализацией хозяйственной жизни. Учет этой особенности породил и синхронизацию антициклических мероприятий в разных странах, единство их методологии. В противном случае результаты внутренней стабилизации неизбежно оказываются нулевыми. Например, Франция в начале 80-х гг. продолжала использовать кейнсианские рецепты антикризисного регулирования, расширяя размер государственных расходов - в то время, как в других странах практиковалась экономия бюджетных средств. Эти действия французского правительства привели к бессмысленному росту бюджетного дефицита без сколько-нибудь заметного стабилизирующего эффекта.

Антициклическое регулирование применяется везде, где функционирует рыночная экономика. Десятилетиями занимаясь краткосрочной стабилизацией, государство накопило громадный опыт, построило разнообразные механизмы управления совокупным спросом и совокупным предложением. Результатом явилось уменьшение глубины и продолжительности падений производства. Но с течением времени на положительные результаты все больше стали накладываться негативные эффекты антициклического регулирования, свидетельствующие об его внутренней противоречивости.