ZuboLom.ru

Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры

Антициклическое регулирование (политика краткосрочной стабилизации) есть комплекс государственных мероприятий, которые проводятся в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Главной целью регулирования является достижение стабильного, сбалансированного, равномерно распределенного по волне цикла. В случае достижения данной цели национальная экономика в каждый данный момент в максимально возможности степени приближается к потенциальному уровню ВНП и полной занятости населения, а темпы инфляции (дефляции) оказываются стабильно низкими. У любого современного государства имеются немалые возможности для достижения указанной цели, ибо в его распоряжении находятся государственный бюджет и денежная масса. И не только они. Используя все эти инструменты, государство способно существенно повлиять на ход делового цикла, изменить амплитуду, продолжительность, соотношение его фаз. В результате государственного воздействия возможны даже выпадение из цикла некоторых его фаз, непоследовательность их смены с точки зрения "чистой" теории.

Сглаживание циклических колебаний экономики достигается с помощью регулярного чередования политики экспансии (проводимой в условиях нисходящей и низкой конъюнктуры) и политики рестрикции, сдерживания (используемой государством в период восходящей и высокой конъюнктуры).

колебание экономической конъюнктуры


1 - политика сдерживания, рестрикции;
2 - политика экспансии.

При достижении целей антициклического регулирования государство использует инструменты фискальной (бюджетно-налоговой) и монетарной (денежно-кредитной) политики.

Так, в фазах спада и депрессии меры государства направлены на:

  • сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты), которое приводит к наращиванию склонности к потреблению, стимулированию потребительского и инвестиционного спроса домохозяйств и фирм.
  • увеличение государственных расходов - как инвестиционной, так и социальной направленности. При этом речь идет скорее не об абсолютном увеличении, скажем, правительственных закупок (для чего в обстановке рецессии может не оказаться средств государственного бюджета), а скорее лишь об относительном повышении их доли в структуре ВНП, рассчитанного по методу потока расходов. В противовес господствовавшему в тот период мнению классиков (которые требовали от правительства достижения бюджетного равновесия), шведский экономист Б. Улин еще в 30-е гг. обосновал необходимость наращивания государственных инвестиций и организации общественных работ как средств борьбы с безработицей. Министр финансов Швеции Э. Вигфорс доказывал, что они являются способом повышения покупательной способности и снижения масштабов экономического кризиса. На этих методологических принципах был, в частности, построен бюджет 1933 г. И Швеция стала первой страной, избравшей на практике путь активной политики стабилизации.

    В результате проведения указанных бюджетно-налоговых мероприятий в условиях низкой конъюнктуры происходит увеличение бюджетного дефицита: в жертву экономическому равновесию приносится равновесие бюджетное. Но стимулирование совокупного спроса, а в конечном счете и производства, противодействие безработице способны в дальнейшем ослабить остроту бюджетных проблем.

  • в условиях спада и депрессии также проводится денежно-кредитная экспансия. Оживление экономической жизни в стране достигается путем наращивания дополнительной денежной массы. Тем самым реализуется экспансионистская политика "дешевых денег", которая оказывает троякое позитивное влияние:

    • увеличение денежной массы в обращении - открытая инфляция (в определенных, строго очерченных границах) - у потребителей через некоторое время проявляется рефлекс инфляционных ожиданий - они тратят свои сбережения, что приводит к росту предельной склонности к потреблению - совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что и требуется государству;
    • увеличение денежной массы - кратковременное снижение процентных ставок - предприниматели, получая дешевый кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары;
    • увеличение денежной массы - уменьшение процентной ставки - сбережения домохозяйств и фирм направляются не в банки, а на покупку растущих в цене акций - увеличение деловой активности, уменьшение безработицы.

Во время длительного и бурного подъема, когда назревают опасности резкого сокращения товарных запасов (а значит, расширения импорта и ухудшения торгового баланса), повышения заработной платы и цен, наоборот, правительство сознательного проводит повышение налогов при одновременном сокращении государственных расходов. Тормозя дальнейшее наращивание совокупного спроса, инвестиций, производства и занятости, подобные действия государства в рамках его рестриктивной бюджетно-налоговой политики в то же время приводят к уменьшению дефицита бюджета и даже, в ряде случаев, к его положительному сальдо. К тому же вследствие указанных опережающих мер неизбежно сменяющий инфляционный бум спад производства становится менее заметным.

В условиях стремительного подъема экономической конъюнктуры реализуется также политика денежно-кредитной рестрикции. Центральный банк обеспечивает временное сдерживание экономического роста через политику "дорогих денег". Проводимое им сжатие чрезмерно разросшейся денежной массы влечет за собой повышение процентных ставок и, как результат, спад инвестиционной активности в стране. Однако в монетарной (как, впрочем, и в любой другой) политике необходима осторожность. Если при реализации политики "дешевых денег" нарастает опасность инфляции, то "дорогие деньги" усиливают опасность сокращения инвестиций, производства, занятости и реальных доходов населения.