ZuboLom.ru

Экономическая политика и фактор времени. Лаговая структура

Рыночная экономика обладает определенной инерционностью. Экономические процессы совершаются в ней далеко не мгновенно и требуют затрат как ресурсов, так и времени. Поэтому в ходе реализации экономической политики проявляется эффект запаздывания ее воздействия, существует лаг (, отделяющий изменения цели от изменения инструмента. Его оценка - одна из важнейших задач при организации государственного регулирования. Правительству важно знать не только вероятностный результат того или иного политического мероприятия, но и то, когда его можно ожидать.

В общем случае задержки (запаздывания) воздействия экономической политики можно разделить на две группы:

  • внутренние лаги - время, требуемое для принятия политических решений;
  • внешние лаги - запаздывание появления результатов политических действий.

В ходе детализации данных лагов можно выделить целую лаговую структуру, состоящую не менее чем из пяти элементов:

  1. лаг признания (распознавания) - время, необходимое для признания политиками самого существования проблемы регулирования и оценки ее настоятельности. Этот период времени, проходящий между появлением некоего отклонения от макроэкономического равновесия и моментом осознания политиками необходимости активных действий, во многом зависит от состояния экономической науки, ее роли в принятии политических решений, компетентности политиков. Так, в случае, если подсистема анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры настроена должным образом, то лаг распознавания может принять и отрицательное значение: заблаговременно предсказанное отклонение национальной экономики от состояния равновесия повлекло за собой упреждающее воздействие соответствующего регулирующего механизма. Например, осознание прогнозистами неизбежности роста операционного спроса на деньги в преддверии новогодних праздников позволяет центральному банку через расширение денежной базы предотвратить ажиотажный спрос на новогодние подарки. В других случаях лаг признания становится положительным. По оценке Р. Солоу в среднем данный временной интервал составляет 5 месяцев, причем он несколько короче, если целесообразна стимулирующая политика и несколько длиннее - видимо, по причине своей непопулярности среди избирателей -, если требуется политика сдерживания национальной экономики.

    В нашей стране лаг признания весьма продолжителен: недостаточно качество экономических исследований (и фундаментальных, и прикладных), распространение в высших эшелонах власти склонности к волевым решениям, приверженность идеологическим стереотипам, долгое время заслонявшим объективное положение вещей (заявлений типа "у нас не может быть инфляции и безработицы!"). Поэтому не случайно, что потребовалось несколько лет для осознания кажущейся сегодня очевидной необходимости сокращения налогового бремени отечественных производителей товаров и услуг.

  2. лаг решения - время между признанием наличия проблемы и принятием политического решения о запуске соответствующих регулирующих механизмов. У нас этот лаг тоже велик по причине крайне замедленной, вялой реакции правительства на происходящие в экономике события. Это во многом объясняется бюрократизацией систем управления.
  3. лаг между моментом принятия решения и началом конкретных действий государственных служб, ответственных за его осуществление. Он зависит от того, насколько эффективно работает государственная машина, как налажено взаимодействие ее отдельных звеньев. Но в любом случае центральному банку, например, необходимо время, чтобы уменьшить денежную массу в обращении. Пример из недавней истории нашей страны: в начале 90-х гг. правительством было принято решение о либерализации цен, а конкретные действия в данном направлении начались лишь 2 января 1992 г., когда из-за инфляционных ожиданий товаров в магазинах почти не осталось: сработал некий "эффект Рыжкова".
  4. промежуточный лаг, который определяется внутренним устройством инструментов экономической политики. Так, предложение денег - инструмент антиинфляционного регулирования. Но с позиции центрального банка это не инструмент, а цель - ведь невозможно контролировать предложение денег напрямую. Между каждым инструментом центрального банка и предложением денег - целый механизм, который срабатывает не сразу. Например, когда Центробанком уменьшается учетная ставка процента, коммерческие банки тоже проходят через лаг признания, решения и т.п. В России промежуточный лаг велик, в частности, из-за неотлаженности двухуровневой банковской системы.
  5. лаг воздействия - время, в течение которого цель макроэкономической политики реально ощущает изменения инструмента. Величина этого лага определяется конструкцией экономического механизма, соединяющего цель и инструмент, степенью его инерционности.

Внутренний лаг есть единовременное запаздывание, в течение которого политическое решение зреет, и политики не оказывают заметного влияния на экономику. Внешний же лаг - это в основном распределенное во времени запаздывание: принятые политические решения отличаются по той скорости, с которой они воздействуют на экономическую ситуацию. То есть лаги воздействия различных инструментов экономической политики неодинаковы не только по величине, но и по характеру:

  • если мультипликатор полностью вырабатывает свой ресурс за короткое время, то значение цели быстро становится желательным (так, запуск общественных работ, мгновенно расширяя потребительский спрос, способен прямо повлиять на ускорение динамики национального продукта).
  • изменение денежного предложения оказывает более замедленное влияние на национальный продукт, поскольку непосредственный объект его воздействие - процентные ставки, и лишь через их изменение, а также сдвиги в инвестиционной активности становится возможным затормозить (ускорить) динамику ВНП.
  • бывает так, что цель лишь постепенно выходит на запланированный уровень - например, в связи с финансированием фундаментальной науки. Даже в американской экономике бюджетные ассигнования на науку и технологию обеспечивают рост национального дохода не ранее, чем через 5-8 лет, и это в несколько раз выше среднего лага совокупных расходов государства. Таким образом, мощность мультипликатора М может быть распределена во времени различно (по вертикальной оси М - распределение мощности в %). Здесь суммарное значение лага воздействия - 4,5 года.

распределение мощности мультипликатора

Почему же после 3 лет реализуется отрицательный эффект? Пример: стимулирование экономического развития путем бюджетных расходов приводит к тому, что через 3 года проявляется негативный инфляционный эффект, порождающий торможение дальнейшего экономического роста.

Таким образом, экономическая политика оказывается действенной лишь если площадь фигуры "сверху" больше площади "нижней фигуры" на данном графике.

Расчет лагов различных инструментов:

  1. создает возможность классификации этих инструментов по величине эффекта и степени быстродействия;
  2. вырабатывает понимание, от каких инструментов следует ждать немедленных результатов, а какие срабатывают лишь в отдаленной перспективе;
  3. открывает возможность прогнозирования, а также выработки долгосрочных политических решений, выдачи обоснованных обещаний и обеспечения их выполнения. Правительство, не обещающее ничего конкретного, обречено на неэффективность, поскольку лишается доверия населения.