ZuboLom.ru

Цели и приоритеты экономической политики

Генеральной целью экономической политики, проводимой правительством любой страны, является обеспечение ее экономической безопасности, достижение и поддержание социально-политической стабильности, укрепление существующего строя как внутри страны, так и за ее пределами, приспособление его к меняющимся внешним и внутренним условиям. Достижение данной цели требует формирования целого дерева опосредующих ее более конкретных целей, без достижения которых генеральная цель достигнута быть не может.

При построении целевой функции экономической политики, имеющей обычно достаточно сложную конфигурацию, правительство должно в первую очередь ответить на вопрос: стремиться ли ему к одновременному достижению многих инструментальных целей, или же следует определить какую-то очередность в их реализации, разместив цели по степени важности, т.е. расставив приоритеты? Мировой опыт доказывает бесспорные преимущества второго варианта. Причины:

  1. когда проблем очень много - а это обычная ситуация, в которой находится правительство - проще их решать в порядке очередности;
  2. в рыночной экономике государство не всесильно, его регулирующий потенциал ограничен. Даже в здоровой экономике для достижения сразу нескольких масштабных целей правительству может не хватить ресурсов регулирования;
  3. большинство регуляторов, имеющихся в распоряжении государства, оказывают противоречивое воздействие на национальную экономику. Так, меры по стабилизации инфляционных процессов приводят - особенно в краткосрочном временном интервале - к ухудшению ситуации на рынке труда; жестко-ограничительная денежная политика, способствующая торможению инфляции и гашению инфляционных ожиданий, одновременно вызывает повышение процентных ставок и замедление роста производства; выделение бюджетных ассигнований на создание рабочих мест и выплату пособий, улучшая положение на рынке труда, зачастую оборачивается усилением инфляционного давления на экономику и т.п.

Осознание данных обстоятельств, а также накопление опыта государственного регулирования приводили к неуклонному снижению размерности целевой функции экономической политики. Я. Тинберген в 1955 г. выдвигал восемь целей, характеризующих объем государственных расходов, темп изменения реальной заработной платы, уровень занятости, индикатор распределения доходов, размеры инвестиций, совокупный спрос, уровень производства, сальдо платежного баланса. В 70-е г. г. в реальных целевых функциях, которыми руководствовались правительства развитых стран, остались четыре компонента - полная занятость, стабильность цен, отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса, устойчивый уровень экономического развития. В настоящее же время многие правительства ограничиваются двумя целями: достижение нового качества экономического роста и борьба с неуправляемой инфляцией. И это далеко не случайно (хотя закономерность циклического развития экономики делает данную связь далеко не линейной). Чем сильнее экономика и эффективнее рыночные механизмы, тем все больше государство переключается лишь на обеспечение условий нормального функционирования народного хозяйства, занимаясь в ходе дерегулирования демонополизацией, продуманным перераспределением доходов, организацией денежного обращения и т. д. - словом теми задачами, которые в принципе неподвластны рыночной системе. При этом, выбирая что-то одно - например, борьбу с инфляцией - правительство тут же включает политические амортизаторы для ослабления негативных последствий антиинфляционного регулирования экономики (например, ослабляя налоговый пресс на предпринимателей).

Если целевая функция принимает вид функции предпочтения, то, по мнению норвежского экономиста, лауреата Нобелевской премии Р. Фриша, процесс ее формирования разделяется на две части. Первая обеспечивается высшими правительственными чиновниками. Их обязанность - на основе любой политической процедуры (демократической, тоталитарной и т.п.) четко определить предпочтения, очередность решения народнохозяйственных проблем. Один из наиболее типичных примеров таких предпочтений: сдерживание инфляции; переход к новому качеству экономического роста; снижение вынужденной безработицы.

Вторая задача решается экспертами-экономистами, передающими политикам комплект детальных вариантов экономической политики, каждому из которых соответствуют определенные значения целей регулирования. При этом варианты не должны выходить за рамки имеющихся в распоряжении государства ресурсов регулирования, отвечать складывающейся в стране социально-политической ситуации, учитывать фазу делового цикла и т.п. (Уже отсюда вытекает важная проблема для нашей страны - переход от субординационного подчинения экономической науки политике к их общественной координации).

Совмещение способов решения первой и второй задач означает практическую реализацию одного какого-либо варианта. Впрочем, если политики забракуют весь спектр возможных вариантов, то дело чести экспертов предупредить, что они проявляют некомпетентность, поскольку хотят невозможного. Возможно и смещение в ходе итеративной процедуры политических приоритетов. Как следствие, появляется новый набор вариантов и т. д. Поскольку внутренние и внешние условия развития национальной экономики не постоянны, постольку экономисты должны периодически обновлять пакет вариантов, а также иметь в запасе еще несколько альтернатив.

Содержание целевой функции во многом определяется конструкцией экономической системы. Если экономика базируется на рыночных отношениях, государство решает в основном лишь те проблемы, при решении которых рынок неминуемо терпит фиаско. В нерыночной же экономике правительство нередко доходит до обещаний накормить население, модернизировать основные фонды, убрать урожай и т.п. При расстановке приоритетов должны кроме того учитываются ценности, доминирующие в данном обществе, исторические традиции народа, геополитическое положение страны и т.п.