ZuboLom.ru

Цели макроэкономики

В любом, в том числе и российском, обществе существуют десятки острейших проблем. В любой стране власти поставлены в условия, когда эти проблемы надо решать практически одновременно. Но в чисто экономическом плане есть несколько проблем, доставляющих в любые времена, любому правительству наибольшую головную боль.

Результаты развития отечественной экономики длительное время оценивались главным образом темпами роста общественного производства. Это в принципе верный, но односторонний подход. Для адекватной оценки результатов социально-экономического развития важно, кроме того, знать, как изменяются цены, все ли, кто хочет трудиться, находят работу, сколько ввозится в страну товаров и сколько вывозится из нее, каков уровень жизни населения и велика ли дифференциация в доходах и т.п. Именно на выбор оптимального баланса следующих макроэкономических целей обычно нацелено правительство:

  1. Темпы экономического роста и обусловленные ими темпы роста благосостояния населения, а также его уровень. Экономический рост характеризуется темпами прироста валового продукта, которыми, в конечном счете, определяется уровень жизни населения.
  2. Стабильный общий уровень цен. При этом речь идет о стабильности не директивно закрепленных, а именно рыночных цен, свободно устанавливаемых на основе взаимодействия спроса и предложения. Цель правительства - избегать значительного увеличения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции.
  3. Полная занятость - для всех, кто желает и способен работать, т.е. отсутствие вынужденной безработицы.
  4. Экономическая свобода - для управляющих предприятиями, наемных работников и потребителей, которая обеспечивает реализацию принципа свободы выбора. Эта свобода предполагает в экономическом смысле две главные составляющие: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений.
  5. Справедливое распределение доходов: никто не должен пребывать в крайней нищете, в то время как другие живут в роскоши. Иначе говоря, дифференциация доходов населения не должна быть чрезмерной.
  6. Экономическая эффективность, характеризуемая соотношением объема произведенных товаров и услуг к объему использованных при их создании ограниченных производственных ресурсов.
  7. Экономическая обеспеченность, предполагающая содержание хронически больных, нетрудоспособных, престарелых и других иждивенцев.

Некоторые из этих целей взаимодополняемы: достижение одной означает осуществление и ряда других. Например, достижение полной занятости означало бы ликвидацию вынужденной безработицы как главной причины низких доходов и экономической необеспеченности.

Некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Например, те факторы, которые способствуют экономическому росту и полной занятости, способны одновременно породить инфляцию. Дело в том, что сокращение безработицы достигается путем ускорения темпов экономического роста с помощью мер экспансионистской государственной политики (дешевый кредит, долгосрочные государственные инвестиции, социальные программы), что обычно порождает рост общего уровня цен. И, наоборот, борьба с инфляцией сдерживает рост цен, создает условия для роста сбережений и инвестиций. Но, "охлаждая экономику", эта борьба замедляет рост производства и даже провоцирует его падение, что неминуемо увеличивает безработицу. Поэтому одной из важнейших задач государства является не только удержание инфляции на низком уровне, но и поиск ответа на вопрос: если она вдруг оказалась высокой, то как понизить ее, не вызывая роста безработицы?

Могут противоречить цели экономического роста и справедливого распределения доходов: стремление достичь большего равенства в распределении доходов могут ослабить стимулы к труду, инвестированию, научно-техническому прогрессу и предпринимательскому риску. Кроме того, более справедливое распределение доходов означает обычно более высокие налоги, которые тоже тормозят рост экономики.

Возможно противоречие между целями достижения полной занятости и экономической эффективности: так, в СССР у работников не было страха потерять работу, что являлось немаловажным фактором низкой производительности труда.

Экономический рост и экономическая свобода тоже противоречат друг другу - особенно в долговременном аспекте. Хотя в тоталитарном государстве в период индустриализации, как показывает опыт нашей страны, оказался возможным рост в условиях резкого ограничения свободы, однако на определенном этапе - в условиях, когда резко возрастает роль субъективного фактора производства, уровня его образования и общей культуры, в развитии общества - данное ограничение становится главным тормозом дальнейшего экономического прогресса. Ф. Хайек сформулировал перед II мировой войной альтернативу: свобода или благосостояние. Он считал, что во имя свободы человечество может принести в жертву даже свое благосостояние. К тому времени мир еще не вкусил сполна от тоталитарного "благосостояния". Это была ошибка, признанная Хайеком в его книге "Дорога к рабству" уже в 1944 г. Свобода и благосостояние составляют единое целое, они находятся по одну сторону жизни. А тоталитаризм и нищета - по другую сторону. Во многом именно из-за отсутствия реальной экономической свободы Россия длительное время находилась в состоянии стагнации. По рейтингу экономической свободы, определяемому 47 исследовательскими институтами во всем мире для 115 стран, в 1995 г. Россия оказалась в конце списка с 3.5 баллами из 10 - рядом с Сирией, Ираном и Центрально-Африканской Республикой. Как отмечал В. Ойкен, тоталитарное государство, лишая людей свободы экономического выбора, тем самым освобождает их от ответственности и в конечном счете приводит к бедности.

Головоломка с 3 главными макроэкономическими целями (экономический рост, стабильность цен, полная занятость), которые тесно взаимосвязаны и взаимно переплетаются, разрешена в мировой практике лишь в нескольких случаях. Высокие темпы роста экономики при сравнительно низком уровне инфляции и безработицы достигнуты в послевоенной Японии и Германии. Такое же "экономическое чудо" случилось позднее в новых индустриальных странах Восточной и Юго-Восточной Азии, а в конце 90-х гг. в США и многих странах Западной Европы. Но все же подобные достижения являются редкостью.

Когда основные цели вступают в противоречие, правительство должно выработать систему приоритетов, определив, что важнее для общества в данный момент. В ходе разработки приоритетов обычно происходит острая борьба партий. Так, социалисты традиционно выступают за полную занятость, консерваторы - за преодоление инфляции.