ZuboLom.ru

Необходимость изучения макроэкономики

Макроэкономика дает ответ на вопросы, подобные следующим: почему доходы населения в Западной Германии были выше, чем в Восточной, а в Южной Корее выше, чем в Северной? Почему в России уровень инфляции в середине 90-х гг. был ниже, чем на Украине, а сегодня эти страны сравнялись по темпам инфляционных процессов? Какие причины вызывают экономические спады и безработицу? Почему, хотя расширение государственного сектора во многих странах в определенные периоды способствует подъему общественной производительности труда, в нашей стране тотально огосударствленная экономика сковывала рост производительности? Почему активная перераспределительная политика государства в Швеции, Дании, Норвегии заметно не подавляла рост эффективности производства, а у нас за проведение сходной политики приходится расплачиваться обострением противоречия между социальной справедливостью и экономической эффективностью?

Макроэкономические проблемы являются основными в предвыборных платформах партий. Избиратели в демократических странах чутко следят за выступлениями кандидатов в парламент. Если, например, потенциальный депутат высказывается за установление административного контроля над ценами, то всем ясно, что это приведет к товарному дефициту. Если выдвигается необходимость форсированной кредитной поддержки отечественной промышленности, то все понимают, что это способно породить инфляцию. Поэтому именно макроэкономическая политика является той осью, вокруг которой идет предвыборная борьба.

Судьбу экономических реформ решают реформаторские кадры. Реформаторы должны иметь не только правильные программы, но, что не менее важно, правильных людей на нужных местах. Невозможно проводить реформы, занимаясь уговорами их противников в правительстве и его аппарате. Известно, что в целом успешную чилийскую реформу осуществила дюжина "чикагских мальчиков", занятых в министерствах финансов и экономики, в центральном банке. Для российской экономической реформы нужны тысячи профессиональных, решительных, честных молодых экономистов. Реформаторы должны быть образованными и хорошо разбираться в макроэкономических премудростях. Образование вообще решающий пункт в современном экономическом росте. Чтобы иметь компетентных реформаторов в производстве, центральном банке, министерствах, администрациях субъектов Федерации и т.п., Россия нуждается в подготовке профессиональных макроэкономистов, обладающих к тому же глубокими знаниями в области права, социологии, администрирования и т.п.

В базовом макроэкономическом образовании нуждается и все общество - от президента до рядового гражданина. Явления, изучаемые макроэкономикой, затрагивают интересы каждого из нас. Специалисты в области макроэкономического анализа нужны не только в Минфине, Минэкономике и даже не только в областных администрациях. Руководители фирм, менеджеры, финансисты, прогнозирующие спрос на товары, занимающиеся маркетингом, должно предвидеть, насколько быстро будет расти располагаемый доход их потенциальных потребителей. И пенсионеров, и студентов интересует, насколько быстро будут расти цены на потребительские товары. Безработные жаждут наступления фазы подъема, да и не только они одни: экономический рост сопровождается уходом всеобщей подавленности и злобы из общественного сознания.

Итак, макроэкономисты занимаются анализом развития экономики как единого целого. Они собирают данные о ценах, безработице, динамике общественного продукта, доходах и т.п., относящиеся к различным странам и различным периодам. Эмпирический анализ затем сменяется анализом теоретическим, вскрывающим глубинные закономерности данной экономической системы, что открывает возможность объяснения полученных данных и затем и прогноза их предстоящей динамики во взаимосвязи (инфляция - безработица, бюджетный дефицит - государственный долг и т.п.).