ZuboLom.ru

Особенности реализации динамических экспертных систем управления бизнес-процессами

Современные технологии бизнеса характеризуются высокой динамичностью, связанной с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности заказчиков и клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией. В этих условиях требуется разработка информационных систем, которые, с одной стороны, должны оперативно отражать состояние экономических объектов с целью принятия своевременных решений о коррекции в существующих бизнес-процессах, а с другой стороны, давать прогнозы на долговременной основе об эффективности организации бизнес-процессов и рекомендации по их реорганизации. Первой цели соответствуют динамические экспертные системы оперативного управления бизнес-процессами, второй цели - интеллектуальные системы моделирования бизнес-процессов. В том и другом случае под бизнес-процессом будем понимать взаимосвязанную совокупность материальных, информационных, финансовых потоков или рабочих потоков (workflow), проходящих через взаимодействующие подразделения предприятия и направленных на выполнение заказа клиента (изготовление товара или осуществление услуги).

К динамическим бизнес-процессам на предприятии относят:

  • управление заказами и сбытом;
  • управление запасами и закупками;
  • календарное планирование и управление производством.

Организация перечисленных бизнес-процессов определяется целями и задачами предприятия и зависит от конкретных видов выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Вместе с тем, перечисленные бизнес-процессы в современных системах управления настолько сильно взаимосвязаны, как например, в системах реализации заказов "Точно в срок" или "Канбан", что процессы обработки заказов клиентов, производства, закупок и сбыта рассматриваются фактически как единый бизнес-процесс.

В отличие от описания предприятия на основе иерархической функциональной структуры, которую трудно объективно оценить, описание процессов позволяет точно представить цели, исследуемые характеристики (в том числе динамические) и конечные результаты каждого вида деятельности. Бизнес-процессы определяют прохождение потоков работ независимо от иерархии и границ подразделений, которые их выполняют, и представляют последовательность взаимосвязанных операций. Модель бизнес-процесса должна отражать как направление рабочих потоков, так и бизнес-правила обработки событий, в зависимости от которых выполняются операции.

На представленной модели бизнес-процесса в прямоугольниках показываются операции и подразделения, которые их осуществляют; в овальных прямоугольниках - события; слева и справа от операций обрабатываемые материальные, информационные и финансовые или рабочие объекты; в кружках снизу от операций - используемые постоянные ресурсы; простыми стрелками - рабочие потоки; утолщенными стрелками - потоки управления. Таким образом, представленная модель бизнес-процесса отражает динамические потоки событий (управления) и рабочих объектов (данных).

Типичными задачами, которые решаются динамическими экспертными системами оперативного управления бизнес-процессами, являются:

  • Мониторинг бизнес-процессов и оперативное информирование лиц, принимающих решение, об отклонениях;
  • Упреждающая диагностика, прогнозирование отклонений в параметрах операций бизнес-процессов;
  • Динамическое распределение ресурсов в соответствии с изменяющейся обстановкой;
  • Планирование действий, диспетчирование и составление сетевых графиков работ;
  • Моделирование последствий принимаемых решений по изменению процессов.

В основные задачи интеллектуальных систем динамического моделирования для реинжиниринга (реорганизации) бизнес-процессов входят:

  • Определение оптимальной последовательности выполняемых операций, которая приводит к сокращению длительности цикла изготовления и продажи товаров и услуг, обслуживания клиентов. Следствие оптимизации - повышение оборачиваемости капитала и рост всех экономических показателей фирмы.
  • Оптимизация использования ресурсов в различных бизнес-процессах, минимизирующая издержки производства и обращения.
  • Построение адаптивных бизнес-процессов, нацеленных на быструю адаптацию к изменениям потребностей конечных потребителей продукции, производственных технологий, поведения конкурентов на рынке и, как следствие, повышение качества обслуживания клиентов в условиях динамичности внешней среды.
  • Оптимизация финансовых потоков, обеспечение равномерности поступления и использования денежных средств в результате отработки рациональных схем взаимодействия с партнерами, сочетания бизнес-процессов.

Для обоих классов интеллектуальных систем характерны общие особенности реализации:

  • Объектно-ориентированный характер модели проблемной области;
  • Динамическое создание и уничтожение временных (рабочих) объектов;
  • Динамическое поведение как постоянных объектов (ресурсов), так и временных (рабочих) объектов;
  • Многоальтернативность выполнения бизнес-процесса в зависимости от возникающих событий;
  • Анализ и обработка временных характеристик бизнес-процессов.

Перечисленные особенности динамических систем управления бизнес-процессами предопределяют выбор инструментальных средств построения экспертных систем реального времени G2 и динамического моделирования бизнес-процессов ReThink.