ZuboLom.ru

Идентификация проблемной области

Этап идентификации проблемной области включает определение назначения и сферы применения экспертной системы, подбор экспертов и группы инженеров по знаниям, выделение ресурсов, постановку и параметризацию решаемых задач.

Начало работ по созданию экспертной системы инициируют руководители компаний (предприятий, учреждений). Обычно необходимость разработки экспертной системы в той или иной сфере деятельности связана с затруднениями лиц, принимающих решение, что сказывается на эффективности функционирования проблемной области. Эти затруднения могут быть обусловлены недостаточным опытом работы в данной области, сложностью постоянного привлечения экспертов, нехваткой трудовых ресурсов для решения простых интеллектуальных задач, необходимостью интеграции разнообразных источников знаний. Как правило, назначение экспертной системы связано с одной из следующих областей:

  • обучение и консультация неопытных пользователей;
  • распространение и использование уникального опыта экспертов;
  • автоматизация работы экспертов по принятию решений;
  • оптимизация решения проблем, выдвижение и проверка гипотез.

Период времени Этап
Ноябрь 1991г. Постановка проблемы
Январь 1992г. Создание отдела ЭС
Февраль - апрель 1992г. Интервьюирование экспертов
Апрель - май 1992г. Моделирование и создание первого прототипа
Май - июнь 1992г. Кодирование (реализация)
Июнь - сентябрь 1992г. Внутреннее тестирование. Системная интеграция
Сентябрь - декабрь 1992г. Альфа-тестирование на известных примерах
Декабрь - январь 1993г. Бета-тестирование на реальных примерах
Февраль 1993г. Внедрение в отрасли розничной торговли (20% кредитов)
Май 1993г. Внедрение в потребительский сектор (10% кредитов)
Август 1993г. Внедрение в отрасли оптовой торговли (35% кредитов)
Февраль 1994г. Внедрение в корреспондентскую сеть (35% кредитов)

Сфера применения экспертной системы характеризует тот круг задач, который подлежит формализации, например, "оценка финансового состояния предприятия", "выбор поставщика продукции", "формирование маркетинговой стратегии" и т.д. Обычно сложность решаемых в экспертной системе проблем должна соответствовать трудоемкости работы эксперта в течение нескольких часов. Более сложные задачи имеет смысл разбивать на совокупности взаимосвязанных задач, которые подлежат разработке в рамках нескольких экспертных систем.

Ограничивающими факторами на разработку экспертной системы выступают отводимые сроки, финансовые ресурсы и программно-техническая среда. От этих ограничений зависит количественный и качественный состав групп инженеров по знаниям и экспертов, глубина прорабатываемых вопросов, адекватность и эффективность решения проблем. Обычно различают три стратегии разработки экспертных систем (таблица):

  • широкий набор задач, каждая из которых ориентирована на узкую проблемную область;
  • концентрированный набор задач, определяющий основные направления повышения эффективности функционирования экономического объекта;
  • комплексный набор задач, определяющий организацию всей деятельности экономического объекта.

После предварительного определения контуров разрабатываемой экспертной системы инженеры по знаниям совместно с экспертами осуществляют более детальную постановку проблем и параметризацию системы. К основным параметрам проблемной области относятся следующие:

  • класс решаемых задач (интерпретация, диагностика, коррекция, прогнозирование, планирование, проектирование, мониторинг, управление);
  • критерии эффективности результатов решения задач (минимизация использования ресурсов, повышение качества продукции и обслуживания, ускорение оборачиваемости капитала и т.д.);
  • критерии эффективности процесса решения задач (повышение точности принимаемых решений, учет большего числа факторов, просчет большего числа альтернативных вариантов, адаптивность к изменениям проблемной области и информационных потребностей пользователей, сокращение сроков принятия решений);
  • цели решаемых задач (выбор из альтернатив, например, выбор поставщика или синтез значения, например, распределение бюджета по статьям);
  • подцели (разбиение задачи на подзадачи, для каждой из которых определяется своя цель);
  • исходные данные (совокупность используемых факторов);
  • особенности используемых знаний (детерминированность/ неопределенность, статичность/динамичность, одноцелевая/ многоцелевая направленность, единственность/множественность источников знаний).
Стратегии разработки экспертных систем
Широкий набор задач Концентрированный набор задач Комплексный набор задач
Назначение Автоматизация Стандартизация, повышение качества Реорганизация бизнес-процессов
Требования к разработчикам Эксперты-пользователи Профессиональные команды Междисциплинарные команды
Стоимость Низкая на проект Высокая на проект Высокая на проект
Риск Диверсифицированный Концентрированный Концентрированный
Примеры DuPont du Nemours
Оболочка Insight Plus
Сотни экспертных систем. Сотни правил в каждой ЭС
DEC, ЭС конфигурирования компьютеров XCON, продажи XSEL 17000 правил, эффект 27 млн. долл. Xerox Среда разработки информационной системы
ART-Enterprise (Inferenсe)
Интеллект. моделирование
ReThink (Gensym)