ZuboLom.ru

Объективная необходимость перемен. Реформы политической системы

Нарастание негативных тенденций привело к тому, что страна к середине 80-х годов оказалась на грани серьезного политического, экономического, социального и духовного кризиса. Именно в это время с небывалой остротой ощущается противоречие между потребностью радикальных перемен и неумением оперативно решать назревшие проблемы в экономике, социально-политической и духовной жизни.

Переломным для страны стал апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. В своем выступлении Горбачев М.С. сделал вывод - если радикально не изменить положение, это будет иметь самые серьезные последствия для судеб социализма в нашей стране и его позиций в мире. На Пленуме был выдвинут курс на ускорение социально-экономического развития СССР. Выдвижение "курса на ускорение" свидетельствовало о том, что не было еще осознания всей сложности проблем, стоявших перед страной. Считалось, что достаточно принять энергичные меры, исправить те или иные деформации, и страна будет успешно развиваться.

Постоянно расширяющаяся гласность стала двигателем преобразований в стране, формировала понимание необходимости радикальных перемен. Постепенно и руководство страны и партии осознавало ограниченность принимаемых мер по переустройству общества и заговорило о необходимости его революционной перестройки, но всегда запаздывало с принятием решительных мер и становилось объектом яростных нападок быстро растущей оппозиции.

Новые идеи и настроения стали высказываться в журнале "Огонек", газете "Московские новости", в выступлениях "диссидентов", академика А.Д. Сахарова и др. К переосмыслению существующих порядков подтолкнула и катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

На XIX Всесоюзной конференции (1988 г.) впервые за годы Советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубоких реформ политической системы. Решения конференции предусматривали создание в стране правового государства, парламентаризма, разделение властей, повышение роли Советов, расширение гражданских и политических прав человека.

После конференции были приняты затоны, открывшие возможность альтернативных политических выборов. Эти законы создали моральную основу для образования народных фронтов и других политических организаций, перешедших в оппозицию руководству страны и заявивших уже весной 1989 г. о своих притязаниях на власть. Набирали силу различные формы прямой демократии, в первую очередь массовые народные митинги. В большинстве республик оформились народные фронты и движения, сделавшие ставку на национализм и антикоммунизм.

В период 1985-1989 гг. руководство КПСС выступает инициатором реформ, хотя выдвигаемые лозунги "Больше социализма" (1985-1987 гг.), "Больше демократии" (1987-1989 гг.) были проникнуты романтизмом, маниловщиной. Оно все больше отрывалось от действительности и теряло контроль над происходящими событиями, в то же время оппозиция, используя свой растущий авторитет и гласность, постоянно набирала силу. Радикальные последствия политических реформ раскрылись уже на мартовских выборах народных депутатов СССР в 1989 г. Оппозиционно настроенные депутаты объединились в Межрегио-нальную депутатскую группу, куда вошли Б. Ельцин, А. Сахаров, Г. Попов, Ю. Афанасьев и др. Консервативные силы объединились вокруг Российской коммунистической партии, националпатриотических организаций, объединений. Одним из таких стала необольшевистская партия во главе с Н. Андреевой.

Оппозиция добилась в начале 1990 г. отмены 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС в нашем обществе, что привело к прекращению монополии одной партии на политическую власть. В стране сформировалась многопартийная система, возникли социал-демократическая, демократическая, конституционно-демократическая и другие партии. Сама КПСС раскололась на ряд течений. Перестройка на основе социалистического выбора зашла в тупик, а от М.С. Горбачева отошли и государственно-партийные структуры.

К осени 1990 г. оппозиция сплотилась вокруг Б. Н. Ельцина и возглавляемого им Верховного Совета РСФСР. Противодействия М. С. Горбачева и его сторонников, выступающих за определенное обновление политического и экономического курса, за сохранение, хотя и обновленного, Союза ССР, с одной стороны, Б. Н. Ельцина и его сторонников, выступающих за коренной пересмотр взаимоотношений республик, децентрализацию экономической и политической системы, с другой стороны, определяли весь ход политической борьбы вплоть до декабря 1991 г.

Драматические по своим последствиям события 19-21 августа 1991 г. породили разные оценки: "либерально-демократическая революция", "криминальная революция", "путч заговорщиков" и пр. Для более объективной исторической оценки происшедшего требуется длительное время. Но можно однозначно отметить, что вторая половина 1991 г. явилась временем коренного поворота в истории народов СССР. Объявление большинством республик себя незави-симыми, решение "тройки" в декабре 1991 г. о денонсации договора 1922 г. об образовании СССР окончательно похоронили проект нового союзного договора.

В поиске ответов на вопрос о причинах распада СССР некоторые исследователи указывают следующие:
1) этносоциальные причины - разница в уровне развития культуры народов, в их стремлении к национально-культурной, государственной независимости;
2) экономические причины - определенная исторически обуслов-ленная неравномерность экономического развития, объясняемая центробежными силами как неравноправность и несправедливость единых народнохозяйственных связей;
3) политические причины-неумение руководства СССР провести назревшие реформы, затянувшийся процесс демократизации, приход к власти на местах радикальных сил.

При неочевидных положительных моментах распада СССР, пока со всей силой проявляются негативные последствия - углубляется процесс дезинтеграции некогда единого экономического пространства. Многие республики бывшего Союза ССР на грани экономической катастрофы, в них растет политическая нестабильность, изменилась геополитическая ситуация на огромном пространстве Европы и Азии.

Несмотря на все политические зигзаги, есть долговременные факторы, сложившиеся в течение многих веков совместного проживания в одной "империи" и работающие на интеграцию бывших территорий СССР:
1) морально-психологический как чувство принадлежности к великой стране;
2) уникальное расселение наций и народностей, не совпадающее с административным делением (примерно 70 млн. человек из 300 млн. человек проживали за пределами своих национально-государственных образований);
3) практически неразрешимая в ближайшее время проблема внутренних границ и территориальных споров;
4) военный;
5) экономический - исторически сложившееся разделение труда, единая система транспорта, связи, энергетической системы и т.д.

На месте ликвидированного СССР бывшие республики учредили Содружество независимых государств (СНГ), не имеющее статуса государства. Цель Содружества - облегчить переход бывших республик в качественно новое состояние. Его основная функция - согласование политики государств - членов СНГ в областях, представляющих взаимный интерес. Преодолевая сложные противоречия, Содружество перейдет к новому, более прочному образованию или превратится всего лишь в ширму, прикрывающую острые конфликты и амбиции: Первые годы существования СНГ еще не дали ответа на эти вопросы.

Обостряющаяся политическая борьба в Российской Федерации могла осенью 1993 г. перерасти в широкомасштабные гражданские столкновения. Насильственный роспуск указом Президента от 21 сентября 1993 г. Верховного Совета РСФСР и события 3-4 октября 1993 г. в Москве привели к дальнейшей поляризации политических сил, оставили меньше простора для политического согласия. Но особенно сильный удар был нанесен идее демократического развития страны. Ярким показателем кризиса подлинно демократических сил явились итоги выборов 12 декабря 1993 г. в Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет федерации). Радикально настроенные кандидаты получили значительное число голосов и достаточное количество мандатов, позволяющих им влиять на законодательную практику. Определенной гарантией от неожиданных потрясений служит новая Конституция Российской Федерации, получившая через референдум поддержку части населения страны.

Итак, заслугой радикальных реформ явилась попытка создания трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, взаимно дополняющих друг друга. Однако в конце 1993 г. изменилось соотношение между ними в пользу исполнительной власти. Несомненной заслугой политических изменений в стране является законодательное закрепление определенных гражданских прав, утверждение многопартийности. Радикальные реформы политической системы вызвали множество противоречий и проблем, в их числе проблем национальных, экономических, культурных, социальных. Противостояние законодательной и исполнительной властей привело к расколу общества.