ZuboLom.ru

Финансы предприятия в финансовой системе РФ

Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений связанных с формированием, распределением и использованием денежных доходов и фондов денежных средств целевого назначения с целью обеспечения воспроизводственных процессов.

Финансовые отношения многообразны по своему характеру. При создании предприятия возникают финансовые отношения с:

  • учредителями;
  • акционерами;
  • членами трудового коллектива;
  • по поводу формирования уставного фонда;
  • членских взносов;
  • выпуска акций.


Государство при этом регламентирует источники формирования имущества предприятия, форменные вклады в уставный фонд, его размер.

В дальнейшем по мере производства и реализации продукции финансовые отношения предприятия расширяются и возникают:

  1. финансовые отношения предприятия со своими работниками по вопросам выплаты заработной платы, премий, оказания материальной помощи, предоставления ссуд без процентов, удержание стоимости брака, штрафных санкций и т.д.;
  2. финансовые отношения с различными хозяйствующими субъектами в связи с уплатой и получением штрафов за нарушение хозяйственных договоров, получение доходов от совместной деятельности, вложением средств в корпоративные ценные бумаги и т.д.;
  3. финансовые отношения с бюджетом по поводу уплаты государственных и местных налогов, отчислений в централизованные фонды, получение налоговых кредитов, бюджетных ссуд, ассигнований из бюджета и т.д.;
  4. финансовые отношения с органами кредитной системы по поводу размещения временно свободных денежных средств на специальных счетах в банках, получение и возврата кредита и других операций;
  5. финансовые отношения внутри предприятия связанные с формированием и использованием фонда потребления, накопления, резервного и других фондов целевого назначения.


Традиционная система финансовых отношений предприятия изменяется в условиях рыночной экономики. Финансовые отношения предприятия сопровождаются движением финансовых ресурсов, образованием потоков денежных средств в сторону предприятия и от него.

Деятельность работы любой фирмы, в том числе и финансовой не может рассматриваться изолированно. В частности, система управления финансами компании является элементом более крупной системы. С позиции макроэкономики в народном хозяйстве различают 4 экономических субъекта:

  • государственный сектор;
  • предпринимательский сектор;
  • сектор домашних хозяйств;
  • сектор "заграница".


Каждый сектор пронизан сетью финансовых отношений и, безусловно, имеется специфика в управлении финансами в отдельной сфере. Вместе с тем, очевидно, что финансы каждого из них являются лишь элементом взаимосвязанной системы финансов в целом.

Один из вариантов представления системы финансов страны представлен на рисунке 1.


структура финансовой системы РФ

Рисунок 1. Структура финансовой системы РФ

Как правило, коммерческие финансовые операции между субъектами осуществляются через банковскую систему, которая и представлена в центре схемы. В нижней части приведен блок "финансовые рынки". В отличие от субъектов финансовых отношений представленных в других блоках схемы, финансовый рынок выполняет посредническую функцию. Он не является собственником финансовых ресурсов, а лишь помогает оптимизации использования совокупных финансовых ресурсов. Основными участниками финансовых рынков являются инвесторы и финансовые посредники, финансовые и инвестиционные компании, банкирские дома и т.д. Первые предлагают рынку свободные денежные средства, которые организуют их размещение, а также помогают компаниям, нуждающимся в долгосрочном финансировании найти оптимальную структуру источников доходов. В блоке "финансы организации" представлены два типа различающихся субъектов: не коммерческие и коммерческие организации. Схематично структура предприятия различных организационно - правовых форм представлена на рисунке 2.


основные организационно - правовые формы предприятия

Рисунок 2. Основные организационно - правовые формы предприятия

В зависимости от цели создания и деятельности, юридические лица делятся на две большие группы:

  • коммерческие организации;
  • не коммерческие организации.

Согласно ГКРФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и не имущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.

Помимо перечисленного юридическое лицо обязано иметь собственный баланс или смету. Юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации и действует на основании учредительных документов (устав - для унитарных предприятий и не коммерческих организаций, учредительный договор - для хозяйствующих товариществ, устав и учредительный договор - для всех других типов).

Основная цель коммерческих организаций извлечение прибыли с последующим распределением среди участников.

Цели не коммерческой организации, как правило, решение социальных задач. При этом если все же организация ведет предпринимательскую деятельность. то полученная прибыль не распределяется, а также используется для достижения социальных и иных общественно полезных целей.

Все коммерческие организации могут быть обобщенно поименованы термином "предприятие".

Одним из основных компонентов финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются денежные отношения. Они как раз и реализуются в рамках финансовой системы предприятия.

Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и/или потенциальных доходов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

Финансы как общеэкономическая категория выполняют множество функций, то есть динамическое проявление своих свойств и предназначений. В этих функциях проявляется сущность финансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса регулирования социально-экономической системы того или иного уровня.


Применительно к предприятию основным из них является:

  • инвестиционно - распределительная функция;
  • фондообразующая функция;
  • доходо - распределительная функция;
  • обеспечивающая функция;
  • контрольная функция.

Выделенные функции позволяют сформировать логику плана действий направленных на решение следующих вопросов:

  • Куда вложить имеющиеся финансовые ресурсы?
  • Как сформировать источники финансирования?
  • Как удовлетворить требования собственного предприятия?
  • Как обеспечить ритмичность текущей финансово - хозяйственной деятельности предприятия?
  • Не сколько успешно выполняют свои функции все агенты и технический персонал?

На первый взгляд инвестиционно - распределительная функция финансов в большей степени свойственна государственным финансам, когда аккумулированные денежные средства в основном распределяются на нужды потребления всех членов общества и финансирование стратегически важных и социальных программ.

Тем не менее, эта функция имеет место и в приложении к хозяйственному субъекту и заключается в распределении финансовых ресурсов внутри предприятия способствующему наиболее эффективному их использованию.

Безусловно, в системе государственных финансов и системе финансов предприятий они различаются по многим критериям, параметрам, способам реализации.

В частности если на уровне государства распределительная функция имеет нормативный предписательный характер и не всегда исходит из приоритета экономической эффективности, то в приложении к предприятию ее характер рекомендательный, а матировка и реализация исходя из экономической целесообразности. В рамках системы управление предприятием данная функция проявляется в его распределении ресурсов исходя из разнообразных классификационных регулировок.


Основные из них:

  1. структурные подразделения предприятия и/или виды деятельности;
  2. виды активов.

Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видов деятельности) в наиболее синтезированном виде выражается в рамках инвестиционной политики, когда относительно большее или меньшее внимание уделяется тому или иному подразделению.

Основным критерием в этом случае является, как правило, прогнозируемое рентабельное производство.

Если некоторые структурные подразделения прогнозируют доход относительно больший по сравнению со средним уровнем, тогда оно получает дополнительные финансовые ресурсы в рамках инвестиционной программы.

Необходимо отметить, что необходимо учитывать риск и следовать логике диверсификации финансово - хозяйственной деятельности, согласно которой не рекомендуется "складывать все яйца в одну корзину".

Распределительная функция финансов предприятия с позиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса.

Наиболее наглядный пример такой оптимизации решение вопроса о величине денежных средств, которыми должно располагать предприятие для нормальной его работы.

Очевидно, что не выгодно держать, на счете чрезмерно большие денежные средства, так как они "омертвляются" или не работают, а неоправданно низкий остаток денег может привести к банкротству через нарушение платежной дисциплины.