ZuboLom.ru

Дивидендная политика

Дивидендная политика связана с распределением прибыли в традиционных обществах. Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой связи между текущим потреблением прибыли собственником и будущим ее ростом, увеличивающим рыночную стоимость фирмы.

Таким образом, дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частью.


Существует несколько теорий, связанных с формированием дивидендной политики:

  1. Теория независимости дивидендов. Ее авторы - Модильяни и Миллер, утверждали, что избранная дивидендная политика не оказывает влияния на рыночную стоимость предприятия и на благосостояние собственников. Они считали, что эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли. В соответствии с этой теорией дивидендной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью.
  2. Теория максимизации дивидендов. В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по доходам собственников. Однако такой подход не устраивает акционеров с низким уровнем доходов, постоянно нуждающихся в текущих доходах в виде дивидендов.
  3. Сигнальная теория дивидендов. Эта теория построена на том, что основные оценки моделей текущей рыночной стоимости акций при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Эта теория связанна с прозрачностью фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает влияние на колебание рыночной стоимости акций.
  4. Теория предпочтительности дивидендов. Авторы - Гордон и Линтнер. Они утверждали, что каждая единица текущего дохода в силу того, что она очищена от риска стоит всегда больше, чем доход, отложенный на будущее. Исходя из этой теории, максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли.
  5. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров. В соответствии с этой теорией, компания должна формировать ту дивидендную политику, которую поддерживает большинство акционеров.


Практическое исследования теорий капитала позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики предприятия:

  1. Консервативный
  2. Умеренный
  3. Агрессивный


Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.

Консервативный подход включает следующие виды дивидендной политики:

  • остаточная политика дивидендных выплат;
  • политика стабильного размера дивидендных выплат.


Умеренный подход включает следующие виды:

  • политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды.


Агрессивный подход включает следующие типы:

  • политика стабильного уровня дивидендов;
  • политика постоянного возрастания размера дивидендов.