ZuboLom.ru

Финансовые механизмы управления формированием операционной прибыли

Основу формирования собственных финансовых ресурсов, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль.

Балансовая прибыль представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:

  • прибыль от продажи продукции
  • прибыль от продажи имущества
  • прибыль от внереализационных операций

Механизм управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия.

Система этой взаимосвязи получила следующее название - "Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли". Данная система позволяет выделить роль отдельных факторов формирования организационной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.

Механизм этой системы предусматривает последовательное формирование различных видов операционной прибыли предприятия по следующей схеме:

формирование различных видов операционной прибыли предприятия


Из данной схемы видно, что в процессе осуществления операционной деятельности формируются следующие виды операционной прибыли:

  1. Маржинальная операционная прибыль рассчитывается с помощью следующих формул:

    МПо = ВДо - НДС - Ипост
    МПо = ЧДо - Ипост

    МПо - сумма маржинальной операционной прибыли в рассматриваемом периоде;
    ВДо - сумма валовой операционной прибыли в рассматриваемом периоде;
    ЧДо - чистый доход по операционной деятельности рассматриваемого периода;
    Ипост - постоянные издержки.


  2. Валовая операционная прибыль

    ВПо = ВДо - НДС - Ио
    ВПо = ЧДо - Ио
    ВПо = МПо - Ипер

    ВПо - валовая операционная прибыль;
    Ио - совокупная сумма операционных издержек;
    Ипер - сумма переменных операционных издержек.


  3. Чистая операционная прибыль

    ЧПо = ВДо - НДС - НП - Ио
    ЧПо = ЧДо - НП - Ио
    ЧПо = МПо - НП - Ипер
    ЧПо = ВПо - НП

    НП - налог на прибыль.


В процессе управления формированием операционной прибыли на основе системы взаимосвязи издержек, объема реализации и прибыли, предприятие решает ряд задач:

  1. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в течение короткого периода.
  2. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной суммы, валовой операционной прибыли.
  3. Определение суммы предела безопасности предприятия, т.е. размера возможного снижения объема реализации продукции в стоимостном выражении при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка.
  4. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной суммы маржинальной операционной прибыли.
  5. Определение необходимого объекта реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной суммы чистой операционной прибыли.

Соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемое при определенном уровне операционного левериджа, характеризуется показателем эффективности операционного левериджа:
эффективность операционного левериджа
- темп прироста валовой операционной прибыли;
- темп прироста объема реализации.


Данная формула может иметь ряд модификаций:
эффективность операционного левериджа
- темп прироста маржинальной операционной прибыли.


В целях исключения влияния налоговых платежей, включаемых в цену продукции и уплачиваемых за счет валового дохода, расчет эффекта операционного левериджа производится по следующей формуле:
эффект операционного левериджа
- темп прироста чистого операционного дохода.


В целях раздельного изучения влияния на операционную прибыль, прироста объема реализации продукции в натуральном выражении и изменения цен на продукцию, используется следующая формула:
эффект операционного левериджа
- темп прироста объема реализованной продукции в натуральном выражении;
- темп изменения уровня средней цены за единицы продукции.