ZuboLom.ru

Доходы бюджета

Доходы госбюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетных фондов.

Форма проявления этих отношений - различные виды платежей, а их материально-вещественное воплощение - денежные средства, поступающие государству от субъектов ЭО. Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы :
- налоги и другие обязательные платежи;
- прочие доходы.

90 % всех доходов госбюджета составляют налоговые поступления, кроме того, 5% - неналоговые поступления, 5% - целевые бюджетные фонды (Дорожный). Таким образом налоги - 95%, не учитывая госкредиты для баланса расходной и доходной частей.

В настоящее время в России - все обязательные поступления - налоги, а в Советское время - большая часть доходов - неналоговые обязательные платежи. Разница заключается в том, что налог - обязательный платеж, размер и условия взимания которого определены законом. Т.е. для всех налогоплательщиков устанавливаются единообразные условия, именно поэтому они используются в рыночной экономике.

В Советское время - существовала плата за производственные фонды, отчисления от прибыли - все ставки и условия определялись не законом, а существовали определенные ведомства для подчиненных предприятий. Не было заинтересованности в повышении эффективности производства. Это было разрушено в 1991 году, и с 1992 года появились налоги. Они ,естественно, существовали и раньше - для физических лиц и колхозов, а госпредприятия считались собственностью государства - наши! Сейчас это действует в системе ЦБ.

Налоги - также мощный социальный фактор (например, волнения в США - XVIII век, когда Английский Парламент решил ввести гербовый сбор - типа госпошлины, т.е. сбор за постановку печати. Этот налог вызвал возмущение в североамериканских колониях из-за нежелания платить налог, да и вообще. - зачем им англичане).

Налоги требуют научного подхода к их установлению. Первые научные принципы налогов определил А.Смит, который сформулировал 4 принципа :
1) Понятность условий взимания налогов.
2) Взиматься должны в сроки, удобные для налогоплательщика.
3) Пропорциональность налога доходам.
4) Должны взыматься с минимальными издержками.

Совокупность взимаемых налогов образуют налоговую систему, которая должна отвечать следующим принципам и требованиям :

I. Регулярность и полнота поступления средств в бюджет.

II. Одинаковые(по возможности) для всех плательщиков условия налогообложения.

III. Должен быть оптимальный состав налоговых льгот.

IV. Однократность обложения (1 объект облагается 1 налогом только 1 раз).

V. Стабильность, устойчивость налоговой системы и условий взимания.

VI. Четкое разделение по уровням госуправления.

В настоящее время действует множество налогов, которые можно подразделить на :
- прямые (устанавливаются на доход или имущество налогоплательщика);
- косвенные ( в виде надбавки в цену товара и уплачивается потребителем).

Есть ряд мнений о разумных пропорциях этих налогов. Одно из них заключается в том, что не существует разумных пропорций, т.к. есть мировая практика применения в развитых странах и только прямых налогов, и где косвенные составляют 50%(США).

В Западной Европе - крупнейший налоговый источник - НДС. Однако, косвенные взимать легче(преимущество). Недостаток - меньше учитывают финансово-хозяйственное положение налогоплательщика, при своей универсальности представляют тяжелый налоговый пресс, однако, если как в акцизах - дифференцированная ставка, то оно явно смягчается. Кроме того, это тяжкое бремя для населения.

Совокупность применяемых в стране налогов образуют налоговую систему. В настоящее время она включает в себя федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги. Общее количество налогов приближается к 50. Деление обусловлено тем, кто взимает эти налоги, а направляться они могут в разные места.

Наиболее крупные федеральные налоги :
НДС
акцизы
таможенные пошлины
налог на прибыль предприятий и организаций
подоходный налог с физических лиц
налоги в дорожные фонды ( на пользователей автодорог, на реализацию ГСМ, с владельцев автотранспортных средств)
отчисления на производство минерально-сырьевой базы(целевой бюджетный фонд)
платежи за пользование природными ресурсами
госпошлина
транспортный налог
сбор за пересылку, перевалку грузов и наливку нефти
сбор за отпускаемую э/энергию производственным предприятиям

Налоги субъектов федерации :
налог на имущество предприятий
лесной доход(налог)
плата за воду (промышленных предприятий)
сбор на нужды образовательных учреждений
сбор за регистрацию предприятий

Местные налоги (их больше 20) - но не значит, что все вводятся на данной территории :
- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (не более 1,5% от объема реализации)
- земельный налог (в зависимости от владения землей)
- налог на имущество физических лиц (со строений, квартир) -до 0,1% от инвентарной стоимости
- целевой сбор на содержание милиции, благоустройство города, образование и другие цели (1% от ФОТ).
- налог на рекламу (до 5 % стоимости рекламных услуг)
- сбор за право торговли
- лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками.

Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы(подоходный, налог на прибыль, на имущество, природные ресурсы) и прочие налоги и сборы.

Структура сбора : НДС и акцизы (косвенные) - 43% Федерального бюджета; прямые налоги на имущество и доходы - 36%; налоги на имущество - 9%. Характерна очень высокая концентрация поступлений на несколько налогов.

Условия и порядок взимания НДС, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога.

1. НДС. Появился во Франции в 50-е годы . У нас введен в 1991 году и заменил собой налог с продаж(оборота). Недостатком налога с оборота было то, что, являясь косвенным, он взымался с ограниченного круга товаров не первой жизненной потребности и походил на систему акцизов, облагаемая база - разница между розничной ценой и ценой реализации изготовителя. Отсюда неравные условия налогообложения - налогообложение автомобиля суммой в 2-3 раза больше его с/с. НДС же по фиксированным ставкам облагает всю продукцию, отсюда равномерное поступление средств в бюджет. Сумма оплачиваемого НДС определяется как разница между НДС, начисленным на реализованную продукцию (работы, услуги) и суммой НДС, начисленной на приобретенные материальные ценности. Плательщики налога на добавленную стоимость - только юридические лица; 20 % - основная ставка НДС (для ряда продовольственных и детских товаров - 10%). Не облагаются НДС внутризаводской оборот, экспортируемые товары, услуги городского пассажирского транспорта, квартплата, стоимость приватизированного имущества, операции по страхованию, кредитованию, депозитам, по р/с и текущим счетам, операции с ЦеБу, услуги в сфере образования, культуры, искусства, платные медицинские услуги, лекарства.

2. Акциз - косвенный налог с дифференцированными ставками, установленными на отдельные виды товаров. Сейчас они установлены на вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, ювелирные, меховые, ковровые изделия, рыбные деликатесы, фарфор, хрусталь, легковые автомобили, бензин, нефть, газ. Ставки акцизов - от 5% до 90%от продажной стоимости, они могут также устанавливаться в абсолютных размерах на натуральную единицу (напр. в рублях на 1 л продукции).

3. Налог на прибыль. Объект налогообложения - валовая прибыль предприятия = прибыль от реализации продукции(работ,услуг)+прибыль от прочей реализации (имущество)+внереализационная прибыль (аренда, % по депозитам, акциям других предприятий, штрафы, пени). Из валовой прибыли вычитают рентные платежи и доходы, не включаемые в облагаемую прибыль (раньше - резервный фонд предприятия, сейчас: от с/х производства, прибыль по особым ставкам - доход от ЦеБу, от долевого участия в других предприятиях. Ставки налога :
до 35% - для основной массы предприятий (из них 13% - Федеральный бюджет, до 22% - бюджет субъектов Федерации);
до 43% - для банков, страховых компаний
до 38 % - в Москве для посредников
15% - доход по дивидендам ценных бумаг
до 70% - доход видеосалонов
до 90% - доход казино и игорных домов.

Существуют различные льготы по налогу на прибыль

( которые могут в общей сложности уменьшить его не более, чем на 50% ):
льгота на прибыль, идущей на производственные капвложения и жилищное строительство (при полном использовании организации);
использование на НИОКР (не более 10% облагаемой прибыли);
расходы на содержание социально-культурных объектов и жилищного фонда, находящиеся на балансе предприятия в пределах норм затрат аналогичных муниципальных объектов;
прибыль, идущая на покрытие убытков предыдущих лет при полном исчерпании резервного фонда;
благотворительные взносы(до 3%), Чернобыль до 5%;
учреждения образования, искусства, культуры, использующие прибыль на расширение уставной деятельности;
для малых предприятий(вновь созданных) в области с/х, строительства, производства товаров народного потребления - налог на прибыль не уплачивается первые 2 года, 3-й год - 25% ставки, 4-й год - 50% ставки.

Вообще, налог на прибыль появился в 1991 году, но хотели ввести подоходный налог с юридических лиц с валового дохода предприятия, т.к. его легче собрать государству, но он угрожает финансовому положению предприятия ( платится при убытках).

4. Подоходный налог с физических лиц. Появился в Англии во время борьбы с Наполеоном. До революции в России существовали классовые ставки : 12% для рабочих, другие (ремесленники) - 65-75%. В настоящее время - единые принципы налогообложения. Облагается совокупный доход граждан : з/пл (основная + дополнительная); премии; доходы от предпринимательской деятельности. Не включаются в облагаемую базу : гос. пособия, кроме пособия по временной нетрудоспособности, стипендия, пенсии, суммы материальной помощи, представляемой госорганами в связи с ЧС, доходы от личного приусадебного хозяйства, страховые возмещения(если страховые взносы уплачивал гражданин), довольствие военнослужащих. Вычитаются из дохода затраты на приобретение или строительство жилья до 5000 min окладов; часть дохода от продажи имущества.

Существует необлагаемый минимум = 1 min оклад в месяц на гражданина и на каждого иждивенца.

Подоходный налог удерживается по месту работы. Если имеются еще источники дохода и совокупный доход больше 12 млн, то необходимо представить в ГНИ декларацию о доходах; независимо от суммы доходов обязаны представить декларацию о доходах частные предприниматели. За непредоставление или искажение доходов налагаются административные санкции. При непредоставлении - 2-5 min размеров оплаты труда + c сумм неуплаченных налогов взымаются штрафы.

В этом году произошли существенные изменения в механизме взимания подоходного налога. Обложению подлежит процент по банковским депозитам, если этот процент превышает ставку рефинансирования ЦБ(42%), по валютным счетам - необлагаемый уровень -15%, с суммы превышения платится подоходный налог. Если гражданин получает ссуду в банке под очень низкий %, то с этого года это считается материальной выгодой. Для рублевой ссуды - если меньше 2/3 от ставки рефинансирования (28%), то разница подлежит обложению. То же самое относится к страховым выплатам - если они превышают размер страховых взносов.

10% доходов госбюджета составляют неналоговые поступления. Их состав :
- доходы от госсобственности и госдеятельности (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду госимущества, % за размещение в банках временно свободных бюджетных средств;% за предоставление бюджетных ссуд внутри страны;
- прибыль ЦБ, перечисляемая в Федеральный бюджет
- доходы от продажи принадлежащего государству имущества
- доходы от приватизации предприятий
- доходы от продажи акций, принадлежащих государству
- доходы от реализации госзапасов (продажа Au запаса, запаса драгметаллов и камней
- продажа Минфином золотого запаса ЦБ
- доходы от продажи земли и нематериальных активов(патенты, изобретения)
- административные платежи и штрафные санкции (плата ГАИ - техосмотр, штрафы)
- доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества
- доходы от реализации кладов
- доходы от ВЭД (1/3 всех неналоговых доходов - однако эта статья не имеет расшифровки; сюда не входят таможенные платежи) и доходы от централизованного экспорта (полученные в качестве платежей натуральной формой - энергоносители, цветные металлы).