ZuboLom.ru

Содержание финансовой политики

Финансовая политика - совокупность мероприятий государства в области финансов. Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение тех решений, которые принимаются. Законодательными правами наделено только государство. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики. Можно говорить о финансовой политике региона, определенной местности (местные органы власти), т.к. они обладают определенными законодательными правами.

В условиях перехода к рыночной экономике место финансовой политики в общей политике государства повышается. Однако, возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются ( плановая экономика : устанавливались цены, зарплата и т.д.. Финансовая политика была одним из важных секторов в общей политике государства ). В настоящее время государство может диктовать цены только на естественные монополии, драгоценные металлы и оружие. Регулирование кредитной сферы - только на уровне ЦБ ( раньше вся кредитная сфера контролировалась государством).

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Стратегия - долговременный план. Примеры финансовой стратегии - программные документы, антиинфляционная финансовая политика, политика по приватизации госсектора.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, подвижностью и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Примеры : новые задачи, которые ставятся в Федеральном бюджете.

Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы и стратегический курс ( например, политика Гайдара была нацелена на очень скорый результат, но стратегию пришлось корректировать).

Финансовая политика - элемент надстройки, а финансы - элемент базиса, значит нельзя проводить финансовую политику игнорируя основные особенности финансовой категорию, историческое развитие финансов.

Примеры негативного характера : самая крупная мировая катастрофа - гибель Античной цивилизации. Хотя было много причин( антагонизм между рабами и рабовладельцами и т.д.), но в том числе и через неправильную финансовую политику ( налоги собирались через откупщиков или самоналогообложение , когда с города собирали определенную сумму, а руководящие лица города сами распределяли , что приводило к колоссальным злоупотреблениям). Византия : была создана продуманная налоговая госслужба, которая осуществляла прямое налогообложение, следовательно, самая развитая и экономически процветающая цивилизация. РФ : существовавшая до Петра система налогообложения страны заключалась в сборе налогов с каждого двора. При Петре 1 введено около 30 новых налогов + подушный налог, что очень сильно подорвало производительные силы. Налоги взимали в основном войска. За годы правления Петра население страны сократилось на 15-20%. Положительное воздействие финансов : Витте, НЭП, НИС => Продуманная финансовая политика, предусматривающая льготное налогообложение, низкие военные расходы, благоприятный финансовый механизм для привлечения иностранных инвестиций, например в Гонконге ВВП на душу населения больше чем в Англии.

Большое влияние на финансовую политику оказывает финансовое право. Успешная реализация мероприятий, предусматриваемая государством в области финансов. успешна лишь при принятии соответствующих нормативных документов. Финансовое право может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на финансовую политику. Финансовое право регулирует финансовые отношения между государством с 1 стороны, субъектами хозяйствования и населением с другой стороны. Другие финансовые отношения, в частности, взаимоотношения между предприятиями, внутри предприятий, регулируются административным и гражданским правом. Для эффективного проведения финансовой политики важное значение имеет механизм ее финансового регулирования. Это регулирование осуществляет исполнительная власть , т.к. она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако, основная часть нормативных документов в демократическом обществе принимается Парламентом, значит финансовая политика исполнительной власти корректируется законодательной посредством нормативных актов.

В демократическом обществе исполнительная власть может делать только то, что написано в законе, поэтому в западной практике Парламент опутывает исполнительную власть сетью законов (США - 7000 законов, Бельгия - 3000). До начала реформ Горбачева в России было принято около 100 законов за год, во время его правления - 200, сейчас, около 100 за год. То, что не охвачено законом, регулируется документами, принятыми исполнительной властью( Указы Президента, Постановления Правительства, ведомственные инструкции). Мировая практика показывает, что эффективный парламентский контроль предупреждает неправильные решения. принимаемые исполнительной властью, т.к. на нее сильнее воздействуют различные лоббистские группировки.