ZuboLom.ru

Фирма в системе рыночных отношений. Теории фирмы

Фирма - это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.


Причины возникновения фирм:

  1. Фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.
  2. В социально-экономическом отношении фирмы - это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.
  3. Фирма, совокупность взаимовыгодных контрактов, механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки, которые называются транзакции.


Для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших транзакционных издержек. Таким образом, фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.


Теории фирмы:

  1. Традиционная теория - объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.
  2. Менеджеральная теория - определяет цель фирмы, максимизацию объема продаж и только потом доход. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависят их жалования и другие выплаты.
  3. Теория максимизации роста - основана на том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная.

  4. Пути роста:

    • Внутренний рост - за счет концентрации производства и капитала;
    • Внешний рост - основан на централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.


    Внутренние источники роста:

    • нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство;
    • выпуск акций;
    • заемные средства, взятые у банка;


    Внешние источники роста:

    • слияние двух и более компаний;
    • поглощение одной фирмы другой через скупку контрольного пакета акций.


  5. Теория множественности целей - главный упор делает на характер поведения высшего руководства фирмы. Поведения должно быть таковым, чтобы учитывались интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей.

    Стратегия - это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждения курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

    Оборонительная стратегия фирмы - это вынужденное поведение фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его заменителя.

    Наступательная стратегия предполагает активное обновление производства за счет нововведений освоения и заполнения рыночной ниши.


    Целевые установки фирмы:

    • увеличение объема продаж;
    • достижение более высоких темпов роста;
    • увеличение доли рынка;
    • увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
    • увеличение доходов на акцию фирмы;
    • увеличение рыночной стоимости акции;
    • изменение структуры капитала.


    Реализация целевых установок фирмы стратегического порядка определяет конечной целью извлечение максимальной прибыли. Для реализации стратегии, фирма осуществляет анализ внешней и внутренней среды.

    Анализ внешней среды - это:

    • экономическая ситуация в стране;
    • анализ отрасли;
    • анализ рынка;
    • анализ спроса;
    • анализ ресурсов.

    Анализ внутренней среды - это:

    • оценка возможностей фирмы баланса рыночных запросов с реальными возможностями фирмы;
    • обоснование производственной программы;
    • поведение на рынке и принятие грамотных управленческих решений.


Менеджмент - это система принятия решений, направленных на достижение оптимального варианта использования всех имеющихся ресурсов.

Бизнес план - это комплексный план развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций.


Выбор показателей эффективности работы фирмы зависит от целей анализа, которые могут быть:

  1. Стратегические цели, которые определяют необходимость сравнить результаты деятельности данной фирмы с ее конкурентами.
  2. Тактические цели - руководство контролирует деятельность фирмы, определяя показатели эффективности функционирования отдельных подразделений или производства какого-либо вида продукции.
  3. Задачи планирования - это сопоставление выгодности использования различных ресурсов или различных их сочетаний за какой-либо период для определения возможных изменений в будущем.
  4. Прочие цели руководства - переговоры с профсоюзами о заключении коллективного договора, оценки влияния ожидаемых государственных ограничений и предпочтений.


Показатели эффективности фирмы:

  1. Рентабельность капитала
    рентабельность капитала
    , где:
    Pak - рентабельность активного капитала;
    П - прибыль;
    Ка - активный капитал.

  2. Оборачиваемость капитала
    оборачиваемость капитала
    , где:
    N - количество оборотов за год;
    Q - объем реализации продукции.

  3. Издержки на единицу реализованной продукции
    издержки реализации продукции
    , где:
    Ирп - издержки реализации продукции;
    Ип - издержки производства.

  4. Рентабельность
    рентабельность
    ,где:
    Р - норма прибыли;
    П - прибыль;
    К - капитал.


В 1978 году американский экономист Сайман за исследование поведения фирмы и создания теории "Удовлетворения" получил Нобелевскую премию. Согласно этой теории, фирмы стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимают усилий. Чтобы ее максимизировать. Значит цель фирмы - не максимизация прибыли, а достижение определенного уровня или норма прибыли, удержание определенной доли на рынке и определенного уровня продаж.

Эволюционная теория фирмы характеризует рынки в меняющихся экономических условиях как организм и неадекватную реакцию на нее фирмы. В соответствии с этой информацией фирма и принимает решения, которые не позволяют получить максимально возможную прибыль.