ZuboLom.ru

Монополизация рынка. Последствия и необходимость антимонопольного регулирования

Антимонопольная политика

Показатели измерения рыночной концентрации характеризуют и определяют уровень монополизации в экономике.


Методы измерения рыночной концентрации:

  1. Размер чистых прибылей, получаемых фирмами и отраслями.
  2. Показатели степени рыночной концентрации и интенсивности конкуренции - считается число фирм в отрасли при прочих равных условиях.
  3. Коэффициент рыночной конкуренции, определяемый как процент продаж, приходящихся на определенное количество фирм, обычно 4, 8, 20, 50.


Чтобы избегать негативных явлений, государство вмешивается в экономику, используя антимонопольное регулирование, которое реализуется через:

  • административный контроль - это принудительная демонополизация, налоговая политика, заставляющая снижать монопольные цены, законодательство, препятствующее тайным сговорам.
  • организационный механизм - имеет целью антимонопольную профилактику путем либерализации рынков - это снижение таможенных пошлин, упрощение процедуры лицензирования, поддержка малого бизнеса, интернационализации рынка, производства товарозаменителей.
  • антимонопольное законодательство. Цель - регулирование структуры отрасли через запрещения предполагаемых слияний крупных фирм.


Основные направления демонополизации в Российской экономике:

  • контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов;
  • контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (доля товара на рынке не должна превышать 35%);
  • представление льготных кредитов, уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступивших на данный рынок;
  • финансирования мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров;
  • привлечение иностранных инвестиций, создание совместных предприятий и свободных экономических зон.