ZuboLom.ru

Несовершенная конкуренция и ее формы

Характерные признаки рынков несовершенной конкуренции

Признаки Монополистическая конкуренция Олигархия Монополия
Число фирм Много фирм Несколько крупных фирм (3-5) Одна крупнейшая фирма
Тип продукта Дифференцированный Одинаковый или дифференцированный Уникальный
Условие вступления в рынок Сравнительно легкие Существуют препятствия Очень трудные
Контроль над ценами Ограничен возможностью замены товара Приоритет ценового лидера Полный контроль


Характерной особенностью олигополистического рынка является зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурента. Крупные размеры и значительный капитал фирмы являются не мобильными, поэтому наиболее выгодным в данных условиях является сговор о дележе рынка, который называется картельное соглашение. Картели не устойчивы, т.к. рынки распределяются между участниками по капиталу и по силе. Фирмы с низкими издержками производства склоны к нарушению этих соглашений, т.к. и при более низких ценах они могут получить высокие прибыли.

Картельные соглашения во многих странах считаются незаконными.

Ограничение вступления на рынок осуществляется олигополистами в виде особой экономической политики - это жесткость цен, когда изменение издержек или спроса не приводит к изменению цены. Они стараются удержать цены, чтобы не допустить войну цен.

Олигополисты ориентируются на цены, установленные лидером, которые доминируют в данной отрасли. Это демонстрирует сговор, хотя документально он не заключен.


Три типа ценового лидерства:

  1. Лидерство доминирующие фирмы - это ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства.
  2. Тайный сговор о лидерстве - это коллективное лидерство нескольких кредитных фирм отрасли, учитывающих интересы друг друга.
  3. Барометрическое ценовое лидерство - они объявляют справочные цены, но фактически цены, установленные фирмами, отличаются от них.


Через особые организации олигополисты ограничивают вход на рынок (список организаций):

  • Патентные пулы - соглашения о специализации и кооперации.
  • Консорциумы - это объединение фирм с целью проведения научно-исследовательских работ и совместного строительства крупных инвестиционных объектов.